Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Попко Евгения Алиевна,
Шустерман Михаил Наумович,
Норильск

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

ДИНАМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С 3-Х ДО 7 ЛЕТ.

Современная традиционная система образования требует серьезной перестройки, т.к. носит информационно-репродуктивный характер, формирует человека-исполнителя, а обществу в современных условиях нужна творческая личность, методологическим, системным, творческим мышлением. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. Исполнитель вряд ли будет активен творчески, т.к. у него во время учебы не формировался навык творческой деятельности. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно стал приходить проблемно-творческий.

В базисной программе развития ребенка дошкольника "Истоки" (центр "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца) подчеркивается непреходящее значение дошкольного перехода как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека, выделяется приоритетность направленности педагогического процесса на амплификацию психического развития ребенка. В качестве базисных характеристик личности, выделяются: компетентность, включающая в себя интеллектуальный, языковой, социальный и другие аспекты; креативность и способность к инициативности; произвольность и самостоятельность; самосознание личности и способность к самооценке.

Широкое распространение в дошкольной педагогике получили адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ и методы РТВ, которые активизируют и ускоряют процесс развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству.

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

В 1987 году ТРИЗ пришла в детские сады Норильска, тогда и состоялось мое знакомство с нею. С 1997 года я в очередной раз начала работу по ознакомлению и комплексному применению элементов ТРИЗ и методов активизации мышления через раскрытие программных тем на занятиях с детьми II младшей группы с учетом моего 10-ти летнего опыта использования элементов ТРИЗ. Почему я выбрала ТРИЗ?

  1. Это ключ к развитию творческого мышления.
  2. Это метод системного и диалектического мышления.
  3. Это средство обучения для преодоления учебных проблем.

Именно проблемное обучение адаптирует ребенка к социуму. Развитое креативное мышление, активизируя творческие силы, раскрывает творческие способности.

"...Творческая способность зависит от способности познания, налагающего на первую обязанность принять его форму и следовать его закону развития". Рибо Т. "Творческое воображение" пер. с франц. - Спб., 1901.

Творческая познавательная деятельность - сложное образование. Психологические и диалектические аспекты этой проблемы нашли свое отражение в исследованиях Щукина Г.И. ("Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения" М., 1962 - 160с.) и Гафитулина М. ("Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получения новизны". Адукацыя i выхаванне. 1994 №6, с. 102-108). Они выделили 4 уровня познавательной активности: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный и творческий; определили, что должен уметь ребенок на каждом уровне и как оценить учебные задания по виду содержащихся в них требований.

Именно система творческих заданий является оптимальной формой овладения детьми методами творчества. Т.к. основной вид деятельности детей игра, то все творческие задания даются через игры. Уже четвертый год мы работаем с ребятами по программе "Откроем дверь в мир детства" М.Н. Шустермана, постепенно переходя на новые уровни познавательной активности. Весь объем знаний я условно разбила на темы по ознакомлению с окружающим, взяв опыт речевых групп.

Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, формулирование и его решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому мы учились в играх "Наоборот", "Хорошо-плохо", "Письмо SOS", которые подарил нам Гном из волшебной страны "ТРИЗ". Формирование системно-диалектического способа мышления идет через игры, спрятанные в "Волшебной лестнице", путешествия по структуре, функции и времени.

В игре "Маленькие человечки" мы учимся моделировать процессы, происходящие в окружающем мире, как структурные, так и функциональные. Это позволяет понять физическое состояние вещества, фазовые переходы, взаимодействия.

С помощью Гномов мы учимся составлять каталог ресурсов, путешествуя по стране Ресурсов и играя в "Машу-растеряшу".

Через игру "Теремок" учимся выделять общие и различные признаки путем сравнения, тренируем аналитическое мышление.

Игра "Дразнилка" помогает четко определить функцию предмета, явления. В игре "Волшебный ящик" учимся придумывать - "собирать" новые объекты, наделять их функциями, создавать "портреты", давать названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира.

Учимся классифицировать в игре "Да-нетки", работать по алгоритму.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы учимся сочинять сказки с помощью "Волшебного треугольника", составлять структуру сказки с помощью патентного фонда волшебства, созданного детьми (предмет, действие, слово), что развивает творческий стиль мышления; "переделывать сказки", используя как приемы фантазирования, волшебных гномов, так и приемы ТРИЗ и РТВ; формировать сказочные противоречия, решая задачки в игре "Помоги сказке", сочинять загадки, путешествуя по стране чувств, стране загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивают ассоциативное движение.

При обучении грамоте и развитию речи мы учимся составлять рассказы, путешествуя по 9-ти экранам. Придумываем события, предшествующие изображенным и последующие, составляем связный рассказ, придумываем новые слова, тем самым формируя системно-диалектический способ мышления.

Раскладываем предложение по ступенькам "Волшебной лестнице" узнавая его составные части: слова, слоги, звуки, придумываем страну звука, дорисовываем буквы в игре "На что похожа?"

Учимся "работать" с предложением, изменяя его различными способами. На рисовании, лепке, аппликации мы учимся создавать работы на каждых уровнях схемы талантливого мышления, фантазировать, придумывать образы, которых нет в реальной жизни, делать "записи" своих изобретений.

По математике мы используем программу М.Н. Шустермана "Фантастика и реальность", где представлена динамика развития элементов математики: число, форма, ориентация в пространстве и время. В этом году мы научились считать от 1 до 20, десятками до 100, знакомимся с составом чисел до 10, считаем в прямом и обратном направлении; в объемных и плоскостных фигурах находить различные геометрические фигуры; работать по плану, карте, находить заданный объект, знакомимся с временными понятиям через 9-ть экранов.

Изобретение - это всегда решение задачи. Через "Письмо SOS" на занятиях ТРИЗ Гномы Противоречие и ИКАЭР помогают решать задачи по биологии и экологии, используя основные понятия ТРИЗ: модель, ИКР, противоречие, приемы решений противоречий.

Большими помощниками в работе стали родители детей. Для них всегда имеется информация в родительском уголке о тематике недели, варианты игр в рубрике "Давайте фантазировать", проходят собрания, где они знакомятся с элементами ТРИЗ и просматривают видеозаписи занятий детей.

Каковы планы на будущий год? Сложилась ситуация, когда педагоги, много делающие для перехода к творческому, развивающему обучению и использующие ТРИЗ для этого, мало связывают свою работу с Теорией развития творческой личности (ТРТЛ). ТРТЛ сегодня не очень инструментальна, но именно в ней обобщены знания о качествах творческой личности, которые необходимо воспитать, выработать для успешного творчества. Хотелось бы на следующий год, подвести итог всей 4-летней работы с детьми и затронуть ТРТЛ.

Список литературы:

  1. Тезисы докладов "Научно-практическая конференция по ТРИЗ" 1 Съезд Международной Ассоциации ТРИЗ г. Петрозаводск 6-9 июля 1999 г.
  2. "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ" тезисы докладов. Вторая региональная научно-практическая конференция. Челябинск, 4-5 июня 1999 г.
  3. "Проблемы Теории развития творческой личности" Челябинск 1998 г.
  4. Журнал "Технологии творчества" №2 сентябрь 1999 г.
  5. "Учителям о ТРИЗ" выпуск 2, 3. Санкт-Петербург, 1999 г.
  6. "Программа формирования творческих способностей дошкольников" Т.А. Сидорчук, Обнинск 000 "Росток" 1998 г.

См. приложение к этой работе в файле popko1.zip (16 Kb).

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)