Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

© Рубина Наталья Викторовна,
Петрозаводск, 2001 г.
matriz@karelia.ru

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ТРИЗ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

"Наиболее значимые для человека задачи - это стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того, чтобы самоактуализироваться, стать лучшим из того, чем ты способен стать, необходимо мужество. Надо осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, преодолев позерство и желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Сделав окончательный выбор, принимать решения и брать на себя ответственность. Прислушиваться к самому себе (а не только к папе, маме, учителю и авторитету). Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент" (Р.М. Грановская "Элементы практической психологии", СПб, "Свет", 1997 г., стр. 275).

Творческая деятельность позволяет в полной мере раскрыть природные способности, найти свое место в жизни, ставить значимые цели и достигать их. Раннее начало занятий по развитию творческих способностей делает все последующее обучение в школе и ВУЗе осознанным, выбор профессионального пути неслучайным, обдуманным, вырабатывает потребность в творческой и исследовательской работе. Теория Г.С. Альтшуллера принципиально отличается от многих других теорий и технологий развития творческих способностей тем, что содержит инструменты для формирования управляемого воображения, творческого, "ТРИЗовского" мышления.

Если принять описанный в АРИЗ процесс решения творческой задачи за эталон творческого мышления, можно построить систему диагностики, которая будет отслеживать процесс постепенного развития творческих умений и навыков, корректировать занятия по развитию творческих способностей, помогать осознанному продвижению учеников к избранной цели.

Цели диагностики развития творческих способностей:

  1. Определение исходного уровня творческих способностей (выбор соответствующих разделов курсов РТВ и ТРИЗ для изучения);
  2. Коррекция проводимых занятий (оценка уровня сформированности необходимых качеств мышления);
  3. Диагностика одаренных детей;
  4. Определение структуры способностей.

Важно определить, что такое творческие способности.

По определению Р.М. Грановской, "способности - это врожденная высокая обучаемость при низкой биологической цене напряжения организма" (Р.М. Грановская "Элементы практической психологии", СПб, "Свет", 1997 г.).

Творческие способности - это целый комплекс психологических качеств, поэтому удобнее рассмотреть работу целостной психики как оперирование знаниями. "В этом процессе можно выделить приобретение информации, применение информации, преобразование информации и также сохранение информации.

Способность к применению информации можно отождествлять с интеллектом, как способностью решать задачи на основе имеющейся информации. Обучаемость характеризует систему приобретения информации, а креативность (общая творческая способность) - процесс преобразования информации (с ним связаны воображение, фантазия, порождение гипотез и т.д.) ("Основы психодиагностики", под общей редакцией А. Г. Шмелева, "Феникс", Ростов-на-Дону, 1996 г.).

Применение ТРИЗ и РТВ позволяет развивать умственные способности (мышление) в целом. Для успешной работы необходимо проводить диагностику и обучаемости, и интеллекта, и креативности. В данном разделе речь идет об одном направлении диагностики мышления - диагностике развития творческих способностей (креативности).

Концепция креативности как универсальной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда. Он выделяет следующие параметры креативности:

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.
  2. Способность к генерированию большого числа идей.
  3. Гибкость - способность к генерированию разнообразных идей.
  4. Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно.
  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
  6. Способность решать проблемы, т.е. к анализу и синтезу.

Существуют ли надежные методы диагностики креативности? Обратимся к специальной литературе.

"Опыт применения тестов Торренса показывает, что влияние характеристик группы, на которой получены нормы, очень велико и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую просто невозможен.

Перенос Дж. Гилфордом, Е.П. Торансом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностирует IQ как и обычные тесты интеллекта (с поправкой на "шумы", создаваемые специфической экспериментальной процедурой)".

Проблемой диагностики общей умственной одаренности занимались многие известные психологи (такие, как Векслер, Ровен, Тейлор, Бине и Симон, Выготский и др.). Их методики позволяют надежно диагностировать уровень интеллекта, различные виды памяти (зрительную, образную, ассоциативную и др.), когнитивный (познавательный) стиль, развитие речи, развитие отдельных мыслительных операций (сравнение, классификация и др.).

Для диагностики развития творческих способностей необходимы методики, надежно диагностирующие отдельные параметры креативности, при этом необходимо учитывать, что общая умственная одаренность есть не простая сумма отдельных параметров, а функционирование единого комплекса психических процессов. Важно учитывать и возрастные психологические особенности.

"Существуют такие виды умственной деятельности, которые по своему существу являются функцией возраста, относительно независимые от умственной одаренности; но существуют и другие виды умственной деятельности, которые определяются исключительно степенью развития ума, независимо от того, в каком возрасте эта степень была достигнута" ("Основы психодиагностики", под общей редакцией А. Г. Шмелева, "Феникс", Ростов-на-Дону, 1996 г.).

В задачи диагностики входит определение критериев, которым должны соответствовать методики диагностики развития творческих способностей.

"Творчество - сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы. Но специфика изобретательского творчества в известной степени упрощает задачу исследователя. Результаты творчества в искусстве зависят не только от объективной реальности, которую отражает произведение искусства, но и от мировоззрения автора, его эстетических идеалов и от многих даже случайных причин. Изобретательское же творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам" (Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро "О психологии изобретательского творчества", журнал "Вопросы психологии", 1956 г.).

Исходя из вышеперечисленных требований, можно сформулировать основные качества, которыми должна обладать технология диагностики развития творческих способностей.

I. Технология диагностики должна включать:

  1. Методики, позволяющие оценить уровень сформированности определенный качеств мышления у целой группы людей в ограниченные сроки (определение исходного уровня способностей, коррекция проводимых курсов) - стандартизированные количественные тесты.
  2. Индивидуализированные качественные методы, позволяющие определить структуру способностей конкретного человека, выделить группу одаренных детей.

II. Технология диагностики должна соответствовать определенным параметрам.

Для 1-й группы методов существуют определенные параметры, которым должны соответствовать разработанные тесты. Это валидность (соответствие теста измеряемому признаку), надежность (защита от случайности), репрезентативность (то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции).

Для 2-й группы методов необходимо определить условия, в которых можно обеспечить максимально индивидуальный подход в исследовании развития творческих способностей. Это такие условия, как:

  • неограниченное время выполнения заданий;
  • индивидуальный подход в оценке результатов;
  • минимальное влияние соревновательности при проведении диагностики;
  • желательно, чтобы исследования творческих способностей проводилось в обычной жизненной ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету заданий.

Методы диагностики творческих способностей должны учитывать возрастные особенности испытуемых (например, допонятийное мышление детей 3-7 лет характеризуется нечувствительностью к противоречиям, что отнюдь не свидетельствует об отсутствии креативности у этой категории испытуемых).

Г.С. Альтшуллер выделял три стадии в решении творческой задачи:

  • аналитическую;
  • оперативную;
  • синтетическую.

Выделяя отдельные умения в каждой стадии и 5 уровней развития этих умений, мы разработали систему критериев оценки результатов диагностики.

Критерии оценки результатов.

I. Аналитическая стадия (max - 20)

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем (0 - 5)
  2. Способность к обострению конфликта (0 - 5)
  3. Выделение взаимосвязей и взаимодействий (0 - 5)
  4. Управляемое воображение (идеальность) (0 - 5)

II. Оперативная стадия.

  1. Использование ресурсов (0 - 5)
  2. Использование аналогий (0 - 5)
  3. Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей 0-5)
  4. Применение приемов разрешения противоречий (0 - 5)

III. Синтетическая стадия.

  1. Чувствительность к разрешению противоречий (0 - 5)
  2. Критичность (0 - 5)
  3. Оригинальность (0 - 5)

Этот материал - начало работы над проектом по разработке методик диагностики развития творческого мышления.

Мы уверены, что подобная работа ведется многими специалистами, применяющими методы ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления. Мы будем рады поделиться нашими наработками, обменяться опытом применения разных методик диагностики.

Наш адрес: 185 014, г. Петрозаводск, а/я 8, ОО "ТРИЗ-Карелия", руководителю Лаборатории по ТРИЗ-РТВ Рубиной Наталии Викторовне.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)