Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Мурашковский Юлий Самойлович, ingrida.julij@apollo.lv
г. Елгава, Латвия

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

СТАДИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Научные представления об окружающем мире и его явлениях (модели) проходят определенные стадии. Стадии обычно следуют одна за другой в определенном порядке. Каждая стадия имеет свои структуру и свойства.

1. Отдельные, несвязанные между собой явления.

Это простое накопление фактов. Причем характер общности этих фактов может быть любой - все зависит от личных представлений исследователя.

Пример 1: В 1269 г. Пьер Перегрин из Марикута написал книгу "Письма о магните", в которой собрал много сведений о магните, накопившихся до него и открытых им лично. Перегрин впервые говорит о полюсах магнитов, о притяжении ("совокуплении") разноименных полюсов и отталкивании одноименных, об изготовлении искусственных магнитов путем натирания железа естественным природным магнитом, о проникновении магнитных сил через стекло и воду, о компасе. (1. с.27)

Основное занятие исследователей: поиски явлений, кажущихся однородными.

Основные проблемы: невозможно предсказывать появление новых явлений и их свойства, нет единого мнения об однородности изучаемых фактов и явлений.

Эти проблемы решаются переходом к моделям-аналогиям, объединяющим изучаемые явления в группы.

2. Модели-аналогии:

2.1. "Пустые" модели. Это модели, в которых необъясненные факты или явления пытаются объяснить через другие необъясненные. Пример 2: Платон утверждал, что свойства магнита имеют божественное происхождение, и тем самым избежал многих раздумий и сомнений. (1. с.10)
Пример 3: Традиционная модель художественной критики: произведение таково потому, что такова природа таланта автора.
Сюда же относятся эзотерические "науки", которые объясняют явления "космическими законами", "тонкими телами", "энергиями" и т.п. 2.2. Магические модели. Это модели в которых:
  • объектам и явлениям приписывается человеческая мотивация;
  • причиной явлений становятся свойства и действия человека;
  • проводятся аналогии между явлениями и человеческими свойствами.
Пример 4: Наши друзья показали мне яд, которым они смазывают наконечники стрел. Это - внутренности одной гусеницы, называемой н'гва. Она - всего полдюйма [немногим более сантиметра] в длину. Бушмены выжимают из гусениц внутренности и высушивают их на солнце. После потрошения гусеницы они тщательно очищают ногти, потому что даже ничтожное количество яда, попавшее в царапину, оказывает действие, подобное действию трупного яда. Агония при этом бывает такой сильной, что человек режет самого себя, требует материнской груди, как будто становится снова грудным ребенком, или убегает от человеческого жилья в состоянии буйного помешательства. Так как бушмены пользуются репутацией людей, умеющих лечить раны, отравленные этим ядом, то я спросил их, как они достигают излечения. Они сказали, что для этой цели они назначают самое гусеницу в комбинации с жиром. Они втирают в ранку также жир, утверждая, что гусенице н'гва требуется жир, и когда она не находит себе жира в теле человека, то она убивает человека; "мы даем ей то, что ей нужно, и она бывает довольна" - довод, который может понравиться и просвещенным людям. (2. 106-107) 2.3. Внешние аналогии Это модели, в которых:
  • причиной явления становятся другие повторяющиеся явления в надсистеме или окружающей среде, совпадающие с ним;
  • в надсистеме или окружающей среде находятся параметры, которые могут подходить для объяснения изучаемого явления;
  • исходная аналогия становится основой для объяснения сложных многоступенчатых явлений;
  • проводятся аналогии с явлениями надсистемы, внешней среды или другого системного ранга.
Пример 5: (Для синтеза белков и нуклеиновых кислот клетки вырабатывают богатые энергией молекулы, которые с помощью ферментов обеспечивают энергией каждый этап присоединения мономера. Ферменты также устраняют лишние молекулы, например, воду, мешающую дегидратации. В лабораториях синтезируют полипептиды и полинуклеотиды в безводном растворителе, при высоких концентрациях мономеров и с высокоэнергетическими реагентами. На примитивной Земле единственным растворителем была вода, нужных мономеров было крайне мало, реагенты были просты, ферментов не было вовсе. Трудно себе представить при таких условиях образование полимеров.) Возможное решение этой проблемы связано с адсорбцией необходимых молекул на поверхности глинистых минералов. Этому механизму особое значение придавал покойный Дж.Д.Бернал (1901-1971), известный английский ученый-кристаллограф. По сравнению с органическими соединениями глинистые минералы обладают большой адсорбционной способностью. Кроме того, они по-разному взаимодействуют с различными типами соединений, которые адсорбируют. (3.64-66)

Основное занятие исследователей: поиски аналогий, антианалогий, некоего универсального "естественного" параметра (естественное место всех предметов у Аристотеля, естественный человек у просветителей 18 века и т.п.).

Основные проблемы: трактовки путаются между собой, нет надежной воспроизводимости результатов.

Эти проблемы решаются переходом к классификациям - то есть, к наведению в группах какого-то порядка.

3. Классификации:

3.1. Внешние классификации. Это классификации по внешним признакам - размерам, форме, цвету и т.п. Пример 6: Первой попыткой классификации орудий труда была классификация датского археолога Каунсиллора Томсена, создавшего экспозицию в Национальном музее древностей в Копенгагене и описавшего ее в 1836 г. Орудия были распределены по материалу - камень, медь или бронза, железо, что, однако, не несло в себе определенного представления о хронологии, о движении от примитивной технологии производства орудий к более совершенной. (4.60-61) 3.2. Внутренние (морфологические) классификации. Это классификации по внутреннему строению. Пример 7: ...обоснование морфологической специфики неандертальского вида обязано своим утверждением французскому палеонтологу и антропологу Марселену Булю, опубликовавшему в 1912 г. тщательное описание наиболее полно сохранившегося скелета из пещеры Буффия близ местечка Шапелль-о-Сен во Франции. Таким образом, после этих работ морфологическое своеобразие неандертальского человека не только стало полностью доказанным научным фактом, но и получило таксонометрическое обозначение, неандерталец с полным правом вошел в число других палеонтологических видов вымерших млекопитающих. (5. 81-82)

Основные занятия исследователей: поиск "правильного", универсального параметра классификации, поиск "правильной" структуры классификации, попытки создания многопараметрических классификаций.

Основные проблемы: для повышения точности классификаций их приходится делать все более сложными и разветвленными, при этом теряется ориентировка; все больше изучаемых явлений попадают одновременно в несколько разделов классификации, при этом усложняется таксация.

Эти проблемы решаются переходом к периодизациям.

4. Временные классификации (периодизации).

Это классификации явлений по времени их появления или существования.

Пример 8: Его (Жана Пиаже - Ю.М.) труды посвящены в основном систематическому изучению "умственного" развития ребенка: формированию мышления, моральных суждений, понятий числа, количества, движения, времени, скорости, пространства, случайности... словом, всех явлений, связанных с тем, что принято называть интеллектом. Он является автором стадиальной теории развития умственных действий - от инстинктивных реакций до "гипотетико-дедуктивного" рассуждения, - о которой упоминается во всех учебниках педагогики. (5. 31)

Основные занятия исследователей: поиск "правильных" параметров периодизаций; поиск "правильных" названий периодов; дробление периодов; изучение структур внутри периодов; попытки динамизировать эти структуры.

Основные проблемы: периоды дробятся до потери смысла.

Эти проблемы решаются переходом к простым эволюционным моделям.

5. Простые эволюционные модели.

5.1. Однофакторные модели Это модели, в которых развитие изучаемого явления рассматривается, как непрерывный процесс, происходящий под воздействием одного фактора, который рассматривается, как определяющий. Остальные факторы считаются вторичными, зависящими от главного. Пример 9: (В концепции Энгельса - Ю.М.) …был открыт и убедительно аргументирован в своем действии социально-исторический фактор и этим продемонстрирован с самого начала социальный характер человеческой истории, а следовательно и ее начала - первобытной истории. Интегрирующее влияние социально-исторического фактора, составляющего краеугольный камень человеческой деятельности вообще, предопределило все стороны развития как биологических особенностей древнейших и древних людей, так и их социальных отношений. (4. 75)
Пока непонятно, как определяются эти факторы. Но когда они найдены, их стараются распространить на все подсистемы изучаемого объекта, а также перенести на всю надсистему и другие, близкие системы.
Пример 10: Его (В.Райха - Ю.М.) главная идея, возникшая непосредственно под влиянием Фрейда, состояла в том, что сексуальное удовлетворение является важнейшим условием равновесия как отдельного индивида, так и всего общества. (5. 42)
5.2. Модели с разделенным фактором. Это модели, в которых главный фактор делится на две, а затем и на большее число частей. Пример 11: По мере появления нового материала, особенно из Азии и Африки стала расти роль локальных отличий в моделях. Первая реакция - книга американского археолога Халлама Мовиуса "Ранний человек и плейстоценовая стратиграфия в Южной и Восточной Азии" - 1944 г. Автор показал различия в каменном инвентаре нижнепалеолитического времени на западе и на востоке Старого Света. (4. 85) 5.3. Эволюционные модели с главным и вспомогательными факторами. Это модели, в которых дополнительные факторы признаются независимыми от главного, но оказывающими не столь значительное действие. Пример 12: Маркс не считал экономический фактор единственным, определяющим развитие социальных систем. Но остальные - науку, искусство, религию и т.д. он полагал второстепенными. Этот тип моделей служит переходным мостиком к многофакторным моделям.

Основные занятия исследователей: поиск "правильного", универсального фактора; дробление фактора; попытки объединять модели с разными факторами; построение антимоделей; экспансия модели; заполнение нижних рангов модели; прикладные исследования.

Основные проблемы: растет количество отклонений от предсказаний модели; нарастает число поправок, призванных согласовать реальное развитие явления с предсказаниями модели.

Эти проблемы решаются переходом к многофакторным моделям.

6. Сложные эволюционные модели (многофакторные).

Это модели, в которых развитие изучаемого явления определяется несколькими взаимодополнительными факторами.

Пример 13: Ломоносов объяснял возникновение атмосферного электричества трением воздушных слоев друг о друга при перемещении холодных масс воздуха вниз, а теплых вверх. Это была первая научная гипотеза, объяснявшая электризацию атмосферы. Сейчас среди "генераторов" атмосферного электричества, помимо облаков и осадков, называют также пылевые бури, извержения вулканов, метели, разбрызгивание воды водопадами, морским прибоем и т.п. (6. 92-93)

Этот тип моделей еще не изучен.

На этом развитие моделей не заканчивается. Следующий этап представляет собой "вторую производную" эволюции (эволюцию эволюции).

7. Эволюция эволюций.

Это модели, в которых закономерности развития изучаемого явления также признаются изменяющимися. Просматриваются два вида таких моделей:

7.1. ускоренная эволюция;
7.2. неравномерная эволюция.
Этот тип моделей тоже пока не изучен.

Вышеизложенная схема представляет собой типичную периодизацию. Следующим этапом исследований должен стать поиск более глубоких (однофакторных и многофакторных закономерностей развития научных представлений.

Список литературы:

  1. В.П.Карцев. МАГНИТ ЗА ТРИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. 4-е издание, переработанное и дополненное. М., Энергоатомиздат, 1988.
  2. Давид Ливингстон. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ С 1840 ПО 1855 ГГ. Государственное издательство географической литературы. М., 1955.
  3. Хоровиц Н. ПОИСКИ ЖИЗНИ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. М., Мир. 1988.
  4. Алексеев В.П., Першиц А.И. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. "История". - М.: Высш. Шк., 1990. - 351 с.: илл.
  5. М.-А.Робер, Ф.Тильман. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДА И ГРУППЫ. М., "Прогресс". 1988.
  6. В.П.Лишевский. ОХОТНИКИ ЗА ИСТИНОЙ. Изд-во "Наука", М., 1980.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)