|
|||||||
Марченко Ольга Николаевна,
Доклад на научно-практической конференции ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКАУмение анализировать литературное произведение - одно из важнейших условий написания сочинения на литературную тему. Работу по совершенствованию навыков анализа литературного текста необходимо начинать с первых уроков литературы. Средние классы являются ключевыми, базовыми в структуре литературного образования, в них ученик овладевает читательским мастерством постигать глубинный подтекст художественного слова. Путешествие в мир литературы должно стать путешествием ребенка в мир собственного творчества. В будущем это поможет ученику ощутить себя творческой личностью, испытать чувство удовлетворения от самого процесса общения с книгой и создания своего текста, то есть, процесса написания сочинения. Приемами вхождения в литературные произведения могут стать различные виды творческого пересказа, то есть, такого пересказа, который требует "включения" ученика в творчество писателя, в художественную канву произведения и создания некоего нового текста на основе прочитанного литературного произведения. Для реализации творческого пересказа используется навык свободного владения схемой талантливого мышления с использованием вещественно - полевых ресурсов художественного произведения, а также на определенных этапах раскрытия системного оператора применяются игровые методы активизации. Знакомство автора этих строк с технологией ТРИЗ произошло в 1998 году на семинаре, проведенном для учителей гимназии членами ТРИЗ - лаборатории г.Дудинка Шустерманом М.Н. и Басовой Т.В.. Тем, кто знаком с книгами Г.С. Альтшуллера и Г.И. Иванова по ТРИЗ, вероятно, многое в данной статье покажется знакомым. И все же, предлагая читателям описания видов творческого пересказа текста, автор делится опытом своей работы на уроках литературы в 5-ом классе. Творческий пересказ на уроках литературы в 5-ом классе. 1. Андрей Платонов "Волшебное кольцо". Рассказ литературного героя о своей жизни и судьбе (Семен рассказывает о своих приключениях и переживаниях, о своих чувствах к щенку, кошечке, змее, о своих взаимоотношениях с матерью). Вместе с Платоновым мы постигаем мысль о том, что человек в ответе за мир природы, о том, что между человеком и миром природы должна быть гармония. Работая над рассказом, используя пересказ от лица литературного героя: змея Скарапея рассказывает об отношениях с матерью Семена и своих чувствах к Семену. Ее рассказ дополняет рассказы Собаки белой да Кошки серой. После диалога героев прошу учащихся высказать свое отношение к проблеме "человек и природа", "люди и животные". Прошу это высказать в форме пожеланий: Семена к людям, Скарапеи к людям и змеям, Белой собаки к людям и собаке. Кошки серой к людям и кошке. 2. Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница". Описание природы в литературном тексте больше привлечет внимание ребят, если попросить их вообразить, что они оказались в украинском селе, прогуливаются под чудесным теплым звездным небом Украины. Прошу их рассказать о прелести украинской ночи увидеть угрюмый пруд, величественно чернеющий около него, почувствовать теплоту украинского неба. В процессе пересказа прошу ребят использовать предложения текста с описанием природы, но при этом, для большей правдивости и убедительности обязательны речевые формулы: "Я увидел...", "Я почувствовал...", "Меня восхитила", "Больше всего меня поразило...". После подобного обмена впечатлениями делаем вывод: гоголевские пейзажи могут стать самостоятельными произведениями, столько в них роскошной прелести и очарования. 3. Отрывок из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (Петя Ростов). Творческий пересказ помогает понять внутреннее состояние героя. Прошу ребят "вжиться" в образ Пети Ростова и "написать" или рассказать своей сестре Наташе о встрече с партизанами, о встрече с пленным мальчишкой французом. И тут подвожу o ребят к философскому вопросу о войне, о ее жестокости и бесчеловечности. Эти г первые эмоциональные впечатления помогут постичь философию Л. Н. Толстого. 4. И.С.Тургенев " Му-му". На более высокий уровень поднимаемся, используя ставший уже традиционным в методике прием продолжения рассказа (создание вариантов окончания истории с Герасимом). Только этот прием слегка "обновляю", -прошу ребят, опять же погрузиться в роль и "озвучить" мысли и чувства Герасима. Я задаю вопросы Герасиму, а ребята вслух произносят мысли Герасима (чтобы, по-вашему, сказал нам Герасим, если бы умел говорить, если бы не был немым). - Думал ли ты, Герасим, что ты мог уйти от барыни со своей собакой? - О чем ты, Герасим, думал, когда возвращался в свою деревню из Москвы? Было ли тебе страшно, что барыня велит тебя поймать, привезти опять в Москву? А если бы она велела запороть тебя до смерти? Еще одна ситуация. - Представьте себе, что спустя 1-2 года спустя барыня и Герасим встретились. Своевольная барыня ездила по деревням. Какой вы себе представляете их встречу? Все это помогает, на мой взгляд, уяснить положение крепостного крестьянина в царской России и глубже понять трагедию Герасима, который не смог поступить иначе. Потом рассказываю о реальных событиях, которые составили основу повествования, и мы думаем, почему И.С. Тургенев "отошел" от жизни, почему он именно так закончил свой рассказ. А это уже не просто игра, первые шаги к анализу художественного произведения. Что же дает ребенку подобная работа? Нужна ли она ему? Считаю, что да. Во-первых, когда ребенок, пересказывает текст, употребляет слова типа "Я увидел...", "Я услышал...", "Я почувствовал...", "Я почувствовал...", "Я восхитился..." и т.д., он невольно соотносит поведение героев со своим собственным опытом. В это время происходит развитие его эмоциональной сферы, формируется его социально значимое отношение к миру и искусству, и, конечно же, развиваются специальные творческие способности ребенка, системное мышление. Ученик "включает свое воображение", воссоздавая содержание текста и одновременно творя нечто новое. Происходит развитие образного мышления, эстетического чувства, воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии и осмыслении художественного произведения. Во-вторых, требования во время творческого пересказа опираться на ВПР текста способствует развитию навыков грамотного и свободного владения литературной речью. В-третьих, в процессе творческого пересказа, который воспринимается учащимися, как игра, происходит также совершенствование и реализация потребности в общении, формирование эмпатийной сферы ребенка, его ценностной ориентации. В-четвертых, воображаемая ситуация, в которой оказался ребенок, стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую интуицию. Наличие творческого мышления - один из основных признаков настоящего читателя. Ведь писатель и его произведение будут понятны и доступны читателю, когда читатель способен к сотворчеству. В-пятых, воображаемая ситуация ставит ребенка перед необходимостью выбора действий, поступков, оценки состояний. Ребенок не только пересказывает текст, но и выражает свое отношение к тому, о чем или о ком он говорит. Наконец, опираясь на художественный текст и упражняясь в формировании и построении того или иного высказывания, ребенок усваивает и речевую культуру. Таким образом, в процессе творческого пересказа происходит развитие личности учащихся, его способностей, формирование и становление его внутреннего мира через системное постижение искусства слова и использование элементов ТРИЗ. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |