Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Кукалев Сергей Васильевич, kukasp@mail.wplus.net
Санкт-Петербург

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ XXI ВЕКА

Рассмотрены критерии качества обучения (в том числе методикам творчества) и предложено заменить критерии оценки качества обучения отдельным предметам организацией системы качественного обучения. Предложены основные принципы этой системы.

1. Все рассуждения о том, что лучше: ТРИЗ-педагогика, гуманитарная педагогика (в смысле художественно ориентированная: на литературу, живопись или музыку), естественно-научная педагогика и т.п., напоминают споры о том, какое мороженое вкуснее. Кому что нравиться - тот то и хвалит. Что же делать, как выбрать?

2. Давайте попробуем рассуждать логично, смотреть на вещи объективно. А это значит, что нам надо отказаться от спецтерминов, от ярлыков, от собственных пристрастий. И идти от цели, от функции, от результата. Ведь очевидно, что лучше та педагогика, которая дает наилучший результат (хотя он и не может не зависеть от того, какие методы эта Педагогика использует). Но как померить результат педагогики?

3. Ведь этот результат проявляется многие десятилетия спустя, его проявление растянуто на долгие годы и настолько многопланово, что приходится признать: результат педагогики является латентной (недоступной измерению) величиной. Его нельзя измерить. Попытки же косвенной оценки этой величины через систему тестов и тому подобных измерений:

а) как правило, зависят от множества субъективных факторов;
б) используют закрытые шкалы, а значит, дают заведомо искаженные оценки;
в) опираются на неприемлемую для нормальной педагогики идею сравнения.

Что же делать? Где выход?

4. Как выход можно предложить измерять не результат, а процесс, уровень его организации. Иными словами, пойти примерно тем же путем, которым идут современные системах обеспечения качества: качество конечного продукта можно не проверять, если создана система, его гарантирующая. Какие же принципы должны лечь в основу такой системы? Можно назвать некоторые из них, самые очевидные:

1) Принцип системности предполагает необходимость подхода к воспитуемому как к системе, которую лишь весьма условно можно разделить на тело, души и интеллект. Замечу, что современному педагогу почти невозможно объяснить, что ни наша память, ни наши умения и навыки не находятся в голове. Что мы думаем отнюдь не мозгом, а скорее соединительной тканью. Что в любом нашем действии принимает участие вся система в целом, все наше тело. И полноценное развитие личности обязано включать в себя развитие тела, развитие этических и эстетических качеств не в меньшей степени, чем формирование неких знаний, умений и навыков, в частности развитие навыков творческого мышления.

2) Принцип комплексности является необходимым дополнением к принципу системности и указывает на то, что все эти качества не просто должны быть развиты, но должны быть развиты гармонично.

3) Принцип направленности во вне утверждает, что педагогическая систем должны быть направлена не на самовоспитание или самореализацию личности, некие "поиски себя", а на обеспечение решения этой самой личностью реальных внешних задач.

Тоже, кстати, непростой для принятия современным педагогом или психологом принцип. Постоянно имея дело с такой сложной системой как человек, педагог или психолог естественно привыкает добросовестно локализовывать на ней все свое внимание, теряя при этом системный взгляд на мир. Мир, в котором этот человек - что совершенно очевидно - не является "пупом Земли", и представляет из себя всего лишь один из элементов, подсистему некой более общей системы. При этом ясно, что никакая педагогическая система, локализованная по времени своего воздействия на обучаемого, не может сформировать у него ощущение Цели жизни. Это достигается лишь воздействием всей совокупности окружающих его обстоятельств, да и то далеко не всегда. Педагогика всегда имела, и всегда будет иметь ограниченное воздействие на личность. Поэтому, единственное, на что она может претендовать - ПОДГОТОВИТЬ человека к более эффективному достижению им своей Цели жизни.

4) Принцип активности указывает на то, что воспитуемый не просто должен уметь решать встающие перед ним задачи. Мы должны получить личность, направленную на их преодоление. Уметь ПРЕОДОЛЕВАТЬ - это может быть самое главное, чему должна учить любая педагогическая система. Она должна включать в себя развитие навыка преодоления, формирование внутренней силы. Того самого, что в Японии называют загадочным словом "кандзе", и что в России в первую очередь воспитывали в среде дворянства. Так, например, если посмотреть с этой точки зрения на традиционные школьные предметы, то становиться очевидным, что:

Физкультура - должна учить преодолевать физические препятствия (заборы, деревья, пески, болота и т.п. - формировать физические способности к выживанию (ездить на всем, защищать себя и т.д.). При этом развитие силы, ловкости, выносливости и т.п., становиться средством, подчиненным четко поставленной цели (а не самоцелью). Литература - должна учить преодолевать сложности текста, давать возможность свободно понимать текст любой сложности и направленности (и этим сильно отличаться от истории культуры, в частности от истории литературной культуры) и свободно излагать любые мысли, так, чтобы они были понятны каждому. Язык (национальный, иностранный) - должен учить преодолевать трудности общения (и, значит, включать в себя элементы психотехники). Психология - должна формировать умение использовать разнообразные психологические ресурсы, ненасильственно управлять собой (и другими) - слово "преодолевать" здесь как раз оказывается самым неуместным, ибо задача психологии, как раз состоит в том, чтобы научить преодолевать не преодолевая, без борьбы и сравнения, без конфликтов, как внутренних, так и внешних. Математика - все также остается методом моделирования действительности, но именно на умении построить математическую модель реальности должен делаться акцент (математика, как прежде всего прикладная наука). При этом сразу возникнет потребность в расширении преподаваемых методов - вплоть до включения в общий курс нелинейных моделей, синергетики, фракталов, теории катастроф, солитонов и т.п., но, прежде всего, методов математической статистики. Физика - должна быть построена на принципах самостоятельного поиска (преодоления трудностей понимания) и открытия (под руководством учителя) законов природы.

Соответственно меняется характер труда - он становиться не только средством формирования навыков простых ремесел и домашних дел, но и средством формирования начальных знаний и умений конструктора, расчетчика и технического дизайнера, необходимых, прежде всего, для создания опыта практической проверки своих идей и мыслей (построения их материальных копий).

Информатика - это, безусловно, навыки работы с информацией, навыки скорочтения, каталогизации, аннотирования, выделения главного и, конечно, умение профессиональной работы на ПК (в частности поиска информации в Интернете), вплоть до знания основ программирования и умения конфигурирования и оптимизации современных вычислительных систем.

При этом можно ожидать введения новых (нетрадиционных) дисциплин, например, таких как:

Социальное согласие - этика и этикет бесконфликтного общения для достижения общей цели (или частных целей всех участников), освоения процедур получения согласованных решений (например, процедуры "единого текста") и т.п. Алгоритмы мышления - изучение истории эмпирического и научного формирования творческого мышления, моделей творчества и таланта, формирование различных навыков, полезных и необходимых для эффективного творческого процесса, в частности навыков решения задач со скрытой структурой связей переменных и запаздывающей реакцией системы на внешние воздействия, задач на использование неожиданных (неочевидных) ресурсов и т.п. (сюда как раз и попадает ТРИЗ, РТВ и подобные дисциплины). Духовная практика - освоение принципов работы с образами (мысленными формами), управления своим вниманием и воображением, развитие фантазии ученика, навыков работы с подсознанием.

Но продолжим рассмотрение основных принципов педагогических систем будущего.

5) Принцип ненасилия, который направляет на конкретные методики достижения результата, заданного первыми четырьмя принципами. Учить надо так, чтобы ученику было все это до жути как интересно. Чтобы он сам хотел все это знать, уметь, мочь. Чтобы не только не сковывать естественную активность воспитуемого, его естественный поиск, а опираться на них, как на базу, фундамент всего педагогического процесса. Только мысль, которую сам нашел, принимаешь как родную, без доказательств и увещеваний. Только наделав ошибок, пройдя некоторую часть пути вроде бы самостоятельно - понимаешь, что чему-то действительно научился. И задача педагога не вести за собой - а деликатно идти рядом, подправляя, объясняя и поддерживая. Только так мы можем обеспечить действительно долгосрочный результат.

6) Принцип семейности утверждает - воспитуемого нельзя надолго отрывать от дома. В идеале он должен жить дома, в том месте, которое только одно на всей Земле он может с полным правом назвать домом. Только его домом, и ничьим больше. Только это и может обеспечить его нормальное развитие как существа социального. Поскольку любая педагогическая система, это прежде всего, явление социальное. А значит, она должна опираться на некоторые принципы, вписывающие ее в надсистему, общество.

7) Принцип равенства - все жители одной страны должны находится в условиях равных возможностей, независимо от социального положения, национальности или вероисповедания.

8) Принцип ориентации на слабого, гласящий, что именно на него, самого слабого, должны быть настроена вся педагогическая система (которую в последнее время, похоже, все в большей степени ориентируют на сильного, оставляя слабого "не у дел" и толкая его на подкуп, обман, лицемерие).

Впрочем, чтобы не возникало противоречий с уже названными принципами вынуждены сформулировать еще один принцип

9) Принцип неограниченного развития - достаточно очевидно говорящий, что ориентация на слабого не должна мешать свободно развиваться ученику сильному.

10) Принцип необходимой методичности. Да, должна работать система (в противовес ставшим необычайно популярным "авторским методикам").

Можно, наверно, назвать еще ряд важных принципов, но не в этом сейчас дело. Важно, что можно утверждать: чем в более полной мере предлагаемая система отвечает указанным принципам, тем она лучше. И для этого не требуется оценки результата ее воздействия.

Вот, например, ТРИЗ-педагогика. Она в полной мере отвечает принципам активности, ненасилия и неограниченного развития. Не в полной мере принципам комплексности, направленности во вне, равенства и необходимой методичности. И совсем не отвечает принципам системности, семейности и ориентации на слабого. Впрочем, этим трем последним принципам (как и многим из второго списка) сейчас не отвечает практически ни одна педагогическая система.

Что же теперь делать?

Ну, для начала внести ряд конкретных предложений:

А. Довести предложенные здесь идеи до логического конца - создать полную и тщательно описанную систему принципов педагогики XXI века, ее концепцию.
Б. На базе этой концепции создать базовые стандарты педагогических систем (систему элементов, которые должны присутствовать в любой современной системе обучения).
В. Подготовить несколько частных образовательных стандартов, с проверкой их на практике (начать, например, с той же ТРИЗ-педагогики).
Г. Организовать систему переподготовки учителей работе по этим стандартам.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)