|
|||||||
Козырева Нелли Арнольдовна, nellydelf@rambler.ru
Доклад на научно-практической конференции ТАБЛИЦА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫПредлагаемая таблица является совмещением схемы закономерностей развития техсистем, приёмов устранения противоречий и структурной матрицы. Это позволяет систематизировать в одном визуально обозримом документе совокупность всех технических решений по системе, прогнозировать её дальнейшее развитие на основе ТРИЗ. Предлагаемая таблица является совмещением схемы закономерностей развития технических систем, приёмов устранения противоречий и структурной матрицы. Это позволяет систематизировать в одном визуально обозримом документе совокупность всех технических решений по системе, диагностировать этап развития системы и её подсистем, прогнозировать их дальнейшее развитие на основе ТРИЗ. На первой вертикальной оси таблицы расположены закономерности развития систем во временном порядке (по этапам её развития), описанные в работах Г.С. Альшуллера, Ю.Саламатова, Б.Злотина, А.Зусман [1-5 ]. Этапы развития расположены "снизу-вверх", что отражает действие закона повышения идеальности системы (увеличение ГФП) и направление развития - к ИКР (идеальному конечному результату). Седьмой этап развития (переход в надсистему), тождественен первому этапу развития для новой системы (моно-, би- или поли-), в качестве которой мы начинаем рассматривать надсистему. Таким образом наглядно показывается цикличный характер развития систем, при котором возвращается на 1-й, начальный этап развития уже новая, более совершенная в реализации ГПФ (главной полезной функции) система. Так осуществляется "выход на спираль" развития. На второй (внутренней) вертикальной оси таблицы расположены основные составляющие части технической системы (источник энергии, двигатель, трансмиссия, рабочий орган, орган управления). На горизонтальной оси таблицы расположены столбцы - этапы реализации законов перехода с макро- на микроуровень ( вещество), и закона увеличения вепольности (вещество-поле) [ 5]. Поскольку аналогичные этапы развития проходят би- и поли-системы, то целесообразно отразить эту закономерность, введением столбцов, характеризующих закономерность перехода от моно-системы к би- и полисистемам, описанную Ю. Саломатовым [5]. Такое графическое решение в таблице позволяет одновременно анализировать моно-систему и прогнозировать её дальнейшее развитие на уровне би- и поли-систем. Таблица позволяет систематизировать в одном визуально обозримом документе совокупность всех технических решений по системе. Для заполнения таблицы по определенной теме (технической системе) используются все доступные пользователю источники патентной и научно-технической информации. В каждом источнике информации выявляется соответствие технического решения параметрам, указанным по осям таблицы. На пересечение соответствующих строки и столбца таблицы заносится порядковый номер документа из перечня, в котором содержатся полные библиографические данные этого источника информации. Изобретение может быть "разнесено" по нескольким разным клеткам таблицы, поскольку содержащиеся в нём решения могут относиться к различным этапам развития его источника энергии, двигателя, трансмиссии, рабочего органа, органа управления. Особый интерес представляют пустые клетки в таблице, т.е такие, в которых после проведенного анализа информации не приведены данные ни одного технического решения. В этом случае:
В последнем случае использование таблицы с "белыми пятнами" позволяет преодолеть психологическую инерцию и бессистемный перебор вариантов решений разработчиками. Законы ТРИЗ с помощью пустых клеток на таблице наглядно показывают возможное направление развития данной системы. Данная таблица была использована для анализа изобретений игрушки "Ванька-Встанька" МКИ А 63 Н 15/06. подробнее см. здесь. Выявлено много "белых пятен", которые могут быть заполнены интересными техническими решениями. Данная таблица может использоваться также для обучения слушателей школ ТРИЗ законам развития технических систем, приёмам устранения технических противоречий, прогнозированию развития систем. После теоретического изучения раздела "Закономерности развития систем" слушателям предлагается проанализировать предъявляемые преподавателем технические решения по одной системе. В группе происходит активное обсуждение, к какому этапу развития системы отнести данное изобретение, почему, какие видны перспективы его "усовершенствования". Таким образом происходит многократное визуальное и аудиальное закрепление изученного теоретического материала. Таблица постепенно заполняется номерами патентов, и слушатели получают навыки анализа и прогнозирования развития технических систем. Литература:
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |