Кондратьев Александр Николаевич, Санкт-Петербург,
ancondratyev@peterlink.ru Приёмы решения научных задач
Описаны этапы развития русловедения. Перечислены основные проблемы русловедения. Перечислен список приёмов решения научных задач. Приведены примеры решения некоторых задач.
Статья опубликована: Кондратьев А.Н. Приёмы исследования природы в русловедении на разных стадиях развития научных представлений.// Материалы научно-практической конференции молодых ученых “Современные проблемы естествознания”. Владимир, 2001.
Приёмы исследования природы в русловедении на разных стадиях развития научных представлений
Этапы развития русловедения
Ход развития науки о русловых процессах аналогичен путям развития любой естественной науки и происходит по объективному, не зависящему от воли отдельных людей, пути:
1. Созерцание, наблюдение ("что происходит").
2. Выявление закономерностей, типизация, гипотезы ("как происходит").
Эти этапы развития русловедения пройдены. Детально описаны схемы деформаций русла обособленно в рамках каждого типа русловых процессов.
3. Выявление причин изменений схем деформаций рек от одного типа руслового процесса к другому ("почему так происходит").
4. Система критериев руслообразования всех типов руслового процесса и сведения об изменениях руслоформирующих факторов дадут возможность сделать прогноз изменения схемы деформаций ("что будет").
Это поисковые шаги (переход от описания к математической формализации задачи). Начиная с этого этапа, когда найдены законы деформаций русла, появится возможность для построения математических моделей.
5. Прогноз русловых процессов под антропогенным воздействием на руслоформирующие факторы ("вот к чему приведет наша деятельность").
6. Активное регулирование русловых процессов ("так надо сделать, чтобы привести к искомому").
Основные проблемы русловедения.
Современное состояние науки о русловых процессах даёт возможность прогнозировать деформации рек в рамках каждого типа русловых процессов [3, 9, 12]. Сейчас мы находимся на этапе выявления факторов, определяющих смену деформаций рек от схемы одного типа руслового процесса к другому типу. Запросы практики требуют ответов на вопросы: "Почему так происходит? Почему на данном участке реки именно такой тип русловых процессов, и почему ниже по реке этот тип сменяется другим, и почему при некотором изменении руслоформирующих факторов схема деформаций меняется?" В настоящей работе мы пробуем объединить существующие взгляды и, по возможности, развить эти взгляды.
Список приёмов решения.
В.В. Митрофанов в своей книге [13] представил систему приёмов решения научных задач (“7 нот”). Эти и другие приёмы [1, 2, 10, 11 и др.] можно разделить на приёмы 1) обнаружения явления, 2) обнаружения закономерностей и 3) доказательства гипотезы [6].
Приёмы выбора задачи (обнаружения явления).
- Аномалия. “Обрати внимание! Это не объяснено!”. Все смотрят, но не видят. Чем более известно явление, тем труднее его заметить.
- Причинная ось. “Выстрой по порядку”. А) Белые пятна. “Посмотри, где дырки”. Б) Лишний элемент. “Что не лезет на эту ось?” В) Выход за границы “Что ещё более?”
- Объединение похожих явлений, процессов.
- Разделение явления. В одном – много. “Раздави, разбей, расщепи!”
Приёмы решения задачи (обнаружение закономерности).
- Увеличить количество фактов.
- Диссимметрия. Знаешь, что искать: “1) Есть диссимметрия – ищи явление”, 2) “Есть явление – ищи диссимметрию!”. Примеры: меандрирование рек [7], образование извилистых форм рельефа [4].
- Объединение альтернативных гипотез. Многофакторность, многомерность. “Объединяй не объединяемое. Выстрой на 2 оси! на 3 оси!”. Примеры: объединение различных руслоформирующих факторов [5].
- Неприменимость теории.
- Эмерджентность. Каждый структурный уровень развивается по собственному закону, отличному от законов развития элементов системы [3].
- Ресурсы. “Что (надо сделать …)? [13].
- Аналогия.
Приёмы доказательства гипотезы.
- Противоположный эксперимент. Заключается в проведении не менее двух экспериментов при выполнении условий: 1) в экспериментах изменяется только один параметр, 2) результаты экспериментов значительно различаются между собой (“противоположны”).
- Ложный противоположный эксперимент. Существуют два класса причин явлений: 1) причины главные, настоящие, действующие, активные, побуждающие; 2) условия проявления главных причин, ограничивающие факторы, поле деятельности главных причин, тиски, рамки и т.п.
Примеры решения некоторых задач.
Диссимметрия позволила выдвинуть гипотезу о влиянии на тип русловых процессов не абсолютного значения, а относительного. Перегруженные русла исключают из своего транспорта “лишние” наносы, и появляются внутрирусловые острова. Недогруженные русла приходят к равновесию за счёт меандрирования [7].
Объединение альтернативных гипотез позволило объединить руслоформирующие факторы и расположить все типы русел в двумерной матрице. Такое двумерное рассмотрение избавило от недостатков обеих существующих русловых школ – МГУ и ГГИ [5, 9, 12].
Ложный противоположный эксперимент показал, существование двух видов ограниченного меандрирования: 1) ограниченное меандрирование в узких долинах и 2) неразвитое меандрирование в широких долинах [8].
Вывод. Стоит применять перечисленные выше приёмы. Наиболее эффективными являются диссимметрия и объединение альтернативных гипотез.
Литература.
- Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия (мысли о методике научной работы), Баку, 1960, 11 с. Рукопись деп. в ЧОУНБ № 685.
- Альтшуллер Г.С. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинев, Картя Молдавеняскэ, 1989, 381 с.
- Знаменская Н.С. Гидравлическое моделирование русловых процессов. – Л.: Гидрометеоиздат, 1992.
- Кондратьев А.Н. Извилистые формы рельефа и разность – причина их образования / Морфология рельефа. Материалы Иркутского геоморфологического семинара. Иркутск. 1999. с. 47-48.
- Кондратьев А.Н. Объединение альтернативных гипотез на формирование русел./ Динамика и термика рек, водохранилищ и прибрежной зоны морей. V конференция. Труды. М., 1999, с. 312-315.
- Кондратьев А.Н. Приёмы исследования природы//Конференция “Творчество во имя достойной жизни”. Тезисы. Новгород, 2001, с. 100-102.
- Кондратьев А.Н. Причина образования извилистости: меандрирование рек и других природных потоков//Известия АН. Серия географическая, 2000, № 4, с. 42-44.
- Кондратьев А.Н. Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент, Ильичево, 2001, 5 с. Рукопись деп. в ЧОУНБ.
- Кондратьев Н.Е., Попов И.В., Снищенко Б.Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. - Л. : Гидрометеоиздат, 1982. - 272 с.
- Кузьмин К.И., В.Т. Пургин В.Т.. Приёмы поиска новых явлений, Петрозаводск, 1991, 5 с. Рукопись деп. в ЧОУНБ № 1284.
- Лимаренко А.В. Алгоритм поиска и решения открывательских задач / Журнал ТРИЗ, № 1, 1997. - с. 36-42.
- Маккавеев Н.И., Чалов Р.С. Русловые процессы.-М.: МГУ, 1988. - 264 с.
- Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия, СПб., Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга – 1998. – 395 с.
|