|
|||||||
Гасанов Александр Искандерович, gasanov@orc.ru
Доклад на научно-практической конференции КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО КУРСУ "МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА"Доклад посвящен проблеме использования компьютерных программ поддержки при изучении инженерного творчества в вузах и излагаются сведения о новой версии такой программы, разработанной в Московском университете путей сообщения. В Московском университете путей сообщения в курсе "Методы инженерного творчества" предусмотрен 36-часовой лабораторный практикум. Он направлен на приобретение навыков решения учебных изобретательских задач. В последние четыре года практикум проводится с использованием персональных компьютеров. Такая форма проведения практических занятий существенно отличается от традиционной - с полной группой, с доской и мелом. Работа в компьютерном классе имеет свои специфические и притом положительные моменты. Они связаны с тем, что поскольку насыщенность большинства вузов компьютерами пока еще не велика и их использование при преподавании большинства учебных дисциплин относительно ограничено, сама по себе работа в компьютерных классах пока еще является хорошим мотивационным стимулом для студентов при изучении тех или иных дисциплин. Но что более важно для преподавания, в том числе и нашей дисциплины, так это то, что, разбивая большую группу на малые подгруппы численностью 2-3 студента, удается существенно повысить включенность каждого студента в процесс решения задач. Нагрузка же на преподавателя при этом неизбежно возрастает, что делает необходимым участие в проведении практикума как минимум двух преподавателей, что и практикуется в настоящее время. Идея использования в педагогическом процессе при преподавании ТРИЗ компьютерных технологий не нова. Можно вспомнить программу "Учитель", созданную лабораторией "ИМ", программу "Дебют" (авторы И.Л. Викентьев и И.К. Однако эти продукты по ряду соображений сегодня полностью нас удовлетворить не могут. Именно поэтому три года назад нами предпринята попытка создания первой версии своего варианта такой программы. Она включила в себя как стандартные блоки интерфейса, специфичные программам, создаваемым под Windows (создание файла, сохранение), так и специфических для данного продукта. К ним относятся: "Учебник", "Задачник", "Алгоритмы решения", "Информационный фонд". Студенту предоставлена возможность познакомиться с основными положениями Теории решения изобретательских задач, изложенной в рамках ряда соответствующих глав книги "Рождение изобретения", с фондом приемов, стандартов, физических, химических и геометрических эффектов. При выполнении практикума программа обеспечивает возможность выбора задачи из задачника или ввести условия задачи, предложенной преподавателем, и применить при ее решении один из алгоритмов решения задач. Три алгоритма (Предварительный анализ, Углубленный анализ, Полный анализ) составляют систему для решения задач разного уровня сложности. Их целесообразно изучать и использовать последовательно в указанном выше порядке. Однако изучать можно и по отдельности по указанию преподавателя. Использование первых двух алгоритмов позволяет студенту познакомиться с основными идеями анализа условий задачи и включать для решения весь информационный фонд, не доходя до формулирования физического противоречия. Их изучение оправдано из-за ограниченности объемов часов, отводимых в большинстве вузов на изучение подобных дисциплин. Однако оба алгоритма позволяют успешно решать большинство учебных задач. Третий алгоритм представляет возможность студенту применить для решения задач АРИЗ-85В. Его изучение оправдано при использовании программы для решения реальных задач либо задач, возникающих при дипломном проектировании. Трехлетняя эксплуатация программы показала, что студенты с интересом воспринимают подобную форму занятий. При этом выявилось и ряд ее недостатков, и, прежде всего недоработка интерфейса, ограниченность задачника, неудачность некоторых задач и их последовательности. Недостатком является и невозможность преподавателю оперативно вносить в программу необходимые коррективы. В силу этого в этом году была предпринята попытка создания второй версии программы поддержки. Кроме улучшенного интерфейса, нового содержания учебника, базирующегося на учебном пособии "Модели и методы инженерного творчества" (авторы Гасанов А.И., Кокин С.М.), блока примеров разборов задач по предлагаемым алгоритмам вторая версия программы имеет ряд принципиальных отличий. Теперь она предоставляет каждому преподавателю, принявшему ее в эксплуатацию, самостоятельно, без помощи разработчиков вносить изменения или заново полностью сформировать ряд блоков, и в первую очередь - содержание задачника, подобрав его в соответствие со своими вкусами и своим пониманием стиля условий задач. Кроме того, он имеет возможность пополнить своими примерами новый блок примеров решений задач разными подходами (блок задач-аналогов), которые студент может вызвать с помощью поисковой системы по одному или нескольким ключевым словам из некоторого тезауруса. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |