Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ
ЛАБОРАТОРИЯ ПРОБЛЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. И.Н.Ульянова
ОБЩСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ТРИЗ-ЧЕБОКСАРЫ"
ЛАБОРАТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА

октябрь 2002 года

Гальетов Валерий Павлович,
Чебоксары,
Тел. 8352-628599,
e-mail: galtov@yandex.ru; galyetov@chuvsu.ru

ОБРАЗОВАНИЕ, ДОСТОЙНОЕ ЧЕЛОВЕКА

(проект новой системы образования)

Учиться у жизни, учиться в жизни, учиться для Жизни

ВВЕДЕНИЕ

В 1991 году окончательно стало ясно: традиционная модель образования требует замены на новую. Была поставлена инженерная задача: создать новую систему образования. Для начала требовалось спроектировать модель, отвечающую определенным критериям. Эти критерии также необходимо было задать. Отдельные детали: приемы, методы, содержание отыскивались, испытывались и отбрасывались в течение 1994-2000 года. Общие контуры стали более определенными только летом 2002 года. Здесь дан краткий очерк содержательного и организационного компонентов модели, определяющих ее уникальность.

ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Недостатки этой модели известны. Среди важнейших можно указать:

  • отсутствие фундаментальности при желании обрести ее;
  • неактуальность предлагаемых средств и отсутствие мотивации у учащихся;
  • бессистемность предлагаемых знаний при стремлении к системности;
  • непрактичность при стремлении к охвату актуальных вопросов современности.

Недостатки модели образования порождают массу проблем у выпускника, у работодателя, у государства и общества в целом.

Причина недостатков видится в отсутствии сознательной работы, направленной на свертывание и обобщение содержания образования, поиск более простых, но и более универсальных моделей содержания, соединение образования и деятельности.

НОВАЯ МОДЕЛЬ

Метод построения и результат

Метод известен в ТРИЗ. В его основе - сбор фонда известных решений в какой либо области и селекция сильных по каким-либо признакам решений. Метод был применен для фонда разнообразных видов человеческой деятельности, начиная с древнейших времен и до нашего времени.

Были поставлены вопросы: что главное и общее для всех видов человеческой деятельности? Что было присуще ей всегда и всегда будет присуще? Чему нужно обучать поколения молодых людей для того, чтобы они были готовы к существующим и к новым видам деятельности?

Другой вопрос: что есть базовые компоненты универсума, достойные изучения. Было понятно, что таких компонент не может быть много. При анализе выяснилось, что более всего по критериям универсальности и целостности подходят компоненты, предложенные в 1991 году на семинарах в Челябинске к.п.н. Т.Ф.Акбашевым. Эти компоненты - "Я", "Другой (другие)", "Мир", уложенные в "матрицу Акбашева №1".

Оказалось, что практически вся человеческая деятельность в своей основе имеет довольно простую систему задач по отношению к базовым компонентам. Во все времена человечество было занято решением всего трех задач: "понять", "сохранить", "изменить (преобразовать)". Задачи исследования и понимания - это научные задачи, а задачи сохранения и изменения - технологические (преобразовательные). Решение одних задач без решения других смысла не имеет, поскольку деятельность человека всегда имела и должна иметь целостный вид.

Тогда содержание нового образования может быть представлено в виде карты образовательных областей 1.1 - 3.3 (табл.1).

Табл. 1

На первый взгляд в ней всего 9 ячеек, на самом деле их 3х27=81. Эта карта есть по сути управляющий инструмент для разработки детального содержания нового образования.

Использование карты в обучении

Для практического использования карты в работе с учащимися надо воспользоваться методом контрольных вопросов, задавая вопросы по каждой клеточке, например:

1.1-1.3. Каким образом я понимаю себя? Каким образом я понимаю Другого?
Каким образом я понимаю Мир?
2.1-2.3. Каким образом я сохраняю себя? Каким образом я сохраняю Другого?
Каким образом я сохраняю Мир?
3.1-3.3. Каким образом я изменяю себя? Каким образом я изменяю Другого?
Каким образом я изменяю Мир?

Результатом коллективной работы будут методы и средства понимания, сохранения и изменения, найденные и обобщенные каждым учащимся и всей группой.

При этом могут возникнуть вопросы типа:

1.1-1.3. Что значит "понять себя"? Что значит "понять другого"?
Что значит "понять Мир"?
2.1-2.3. Что значит "сохранить себя"? Что значит "сохранить Другого"?
Что значит "сохранить Мир"?
3.1-3.3. Что значит "изменить себя"? Что значит "изменить Другого"?
Что значит "изменить Мир"?

И другие вопросы, важные именно для данной группы учащихся в данное время.

Результатами, важными для учащихся, будут: модели процессов понимания себя, понимания другого, понимания Мира. Вся совокупность работы в этом направлении дает более целостную личную, социальную и мировоззренческую философию, чем традиционная модель.

Тем самым у обучающихся закладываются основы
- Самостояния - способности понимать и сохранять себя и
- Самодвижения, как способности изменять себя и сохранять при изменениях.

ИСХОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ В МОДЕЛИ

Фундаментальность без избыточности

Требование фундаментальности к системе образования предъявлялось еще со времен Н.С.Хрущева. В те годы реформаторы образования считали, что фундаментальность образованию придает большее количество часов физики и математики в учебных планах, поскольку эти науки более других опираются на законы Природы.

Более глубоко фундаментальность можно понять, как способность Модели гарантировать актуальную базу образования любого специалиста во все времена.

В данной модели фундаментальность гарантируется опорой Модели на минимальное и универсальное множество деятельностных и сущностных компонент, основанных на законах Природы.

Практичность, основанная на теории

Требование практичности означает необходимость получения учащимся результатов, значимых для него и окружающих на любой ступени образования.

В данной модели практичность гарантируется процессом поиска ответов на жизненно важные для учащегося любого возраста вопросы. Обобщение ответов группы дает с одной стороны срез их понимания для педагога, а им самим важные для жизни в их микросоциуме средства.

Согласованность с существующей системой образования

Новая концепция должна быть согласована с существующей, не должна отвергать ее. Предлагаемая модель по содержанию является надстройкой к традиционной, знаниевой модели и позволяет не просто найти системное место любой известной области знания и деятельности (Табл.2), но и более точно обозначить ее главную функцию. Кроме того, данная модель позволяет обнаружить области, где существует дефицит понимания и знаний, а также отсутствие науки, исследующей данную область.

Таким образом, данная модель по содержанию является дополнительной к существующей модели образования, ориентированной на знания, и гарантирующей большую глубину и широту образования.

Табл. 2

ПОЛНАЯ МОДЕЛЬ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка полной модели новой системы образования требует совместного поиска ответов на определенные вопросы. Ниже приведено Задание, разработанное родителями и учащимися при коллективном проектировании Технологического Университета в г. Набережные Челны в 1991 году:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОЛНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1. ВЫПУСКНИК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В какой сфере и для кого будет работать выпускник?
Какие задачи способен решать выпускник после обучения?
Какими свойствами, характеристиками он должен обладать?
Как проходит аттестация выпускника?
По каким критериям аттестуется выпускник?
Кто и как аттестует?
2. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКА
Какие задачи должен решать учащийся в процессе обучения?
Как организовать процесс обучения?
Какие педагогические средства и методы должно использовать?
Кто и каким образом контролирует качество образования?
Как обнаруживается нормальный процесс образования?
Как обнаруживаются отклонения и устраняются?
3. ПЕДАГОГ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПРОЦЕССОМ
Кто может управлять процессом обучения?
Какие задачи должен решать педагог?
Как он это должен делать?
Какими принципами и нормами руководствоваться?
Что не может или не должен делать педагог?

4. ПОСТУПАЮЩИЙ НА ОБУЧЕНИЕ
Кто может поступить?
Как отбираются поступающие?
Какими качествами должны обладать и почему?
5. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Какие методы и средства уже есть и можно использовать?
Какие методы и средства нельзя использовать и почему?
Какие методы и средства необходимо разработать и почему?
6. МАТЕРИАЛЬНОЕ, ФИНАНСОВОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Какое помещение необходимо и почему?
Какое оборудование необходимо и для чего?
Какие расходы надо учесть в бюджете и почему?
Какие доходы возможны?
Какова социально приемлемая форма учреждения и почему?
Какие правовые документы надо разработать?
7. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Как организовано управление?
Кто является высшей инстанцией в учреждении?
Какие исполнители необходимы?
Как организована их работа?
Кто организует их работу?
Кто контролирует их работу?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДАННОЙ МОДЕЛИ

Полная практическая реализация данной модели может быть осуществлена либо как факультет дополнительного образования при существующем учреждении, либо как автономная организация дополнительного образования.

Способ практической реализации известен: группа людей, осознающих свою ответственность за будущее своих детей и собственное будущее сами разрабатывают и реализуют план создания нового образования. Именно таким путем в 20-х годах были созданы школы для детей рабочих фабрики Уолдорф -Астория Рудольфом Штайнером - так называемые "вальдорфские школы", существующие до настоящего времени. На государственном уровне примером может служить Открытый Университет Великобритании.

Один из вариантов нашей реализации представлен в табл.3. Процесс обучения начинается с того, что слушатели решают учебные задачи в актуальной для них образовательной области из табл.1, а также личные жизненные задачи и проблемы.

Результатом обучения на первом этапе является способность слушателя использовать данные ему инструменты для решения личных жизненных задач и проблем. Тем самым обеспечивается требование так называемой "личностной ориентации образования" и мотивация слушателя.

Преподаватель - консультант кроме учебных предлагает также реальные проблемы из собственной практики, то есть из деятельности предприятий, организаций, руководителей и специалистов, реально существующих в данном регионе.

Слушатели знакомятся с тем, "как выглядят" реальные ситуации и проблемы, осваивают переход от нечетко сформулированной ситуации к четко сформулированной проблеме и затем задаче.

Примерно такая "двухступенчатая" модель была реализована в 1985-92гг. в Ленинграде И.Л.Викентьевым и в 1988-91гг. в г.Истре (Моск.обл.) В.П.Гальетовым в кружках "Юный изобретатель" с учащимися старших классов средней школы, а также другими преподавателями ТРИЗ в городах СССР (например О.П.Наумовым в г.Воркута). Эти опыты показали, что часть учащихся 8-10 класса школы могут в течение года освоить средства ТРИЗ и решать реальные задачи как собственные жизненные, так и проблемы предприятий.

Однако в те годы преподаватели ТРИЗ затруднялись в эффективной организации групповой деятельности не только учащихся, но и Временных Рабочих Групп на предприятиях, решающих задачи с помощью функционально-стоимостного анализа. Причина была в том, что не было средств для организации эффективной групповой деятельности. Кроме того, средства ТРИЗ того времени слабо работали в решении задач личной самоорганизации, решения проблем учащихся и других. Хотя уже в 1988 году Э.Злотин и В.Петров разработали великолепно структурированную программу, частично охватывающую и эти области, отсутствовали методы и средства, помогающие решать эти задачи.

С появлением концепции развивающейся кооперации к.п.н. Т.Ф.Акбашева (описана в журнале "Вестник высшей школы", 1988 год, №10) стало возможным решать многие проблемы организации согласованной коллективной деятельности не на уровне средств, а на уровне механизмов. Разработанная им модель "Педагогики Жизни" дала новые принципы для создания новых систем образования, реализованные его учениками в школах Башкирии (Уфа, Сибай, Учалы, Белорецк), Челябинска, Москвы, Ленинграда, Казани.

Отличием нашей модели является то, что слушатели, способные решать не только учебные, но и практические задачи и проблемы, переводятся на следующую позицию - сотрудника. Это повышает их ответственность при изучении новых средств и их использовании и дает новые стимулы к их изучению, поскольку участие в решении практических задач оплачивается заказчиками.

Те, кто освоил технику индивидуального решения проблем, работая в группах, осваивают технологию управления работой группы (управления, не руководства!) и затем становятся менеджерами - сотрудниками, управляющими группой из нескольких слушателей при решении практических задач.

Следующая ступень карьерного и профессионального роста в организации - руководитель отдела, отвечающий за решение определенной задачи, за разработку и реализацию проекта. Он может иметь в своем подчинении несколько менеджеров и распоряжается определенным бюджетом, выделенным заказчиком.

Высшей ступенью роста в новой модели является - директор. Он может иметь собственного бухгалтера и, отделившись от материнской организации, основать свою собственную фирму. Все необходимые компоненты как организационного, так и профессионального профиля ему даны: перспективное направление деятельности фирмы, подготовленные сотрудники, способные решать задачи данного класса в данном направлении и владеющие технологиями индивидуальной и коллективной деятельности.

Таким образом, конечным продуктом материнской организации являются не просто специалисты, как в обычном вузе, а жизнеспособные организации - целенаправленные, организационно, методически и практически подготовленные группы специалистов, готовые к совместной деятельности.

Табл. 3

ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ДАННОЙ МОДЕЛИ

Как нам представляется, данная модель позволяет избавиться от нескольких нежелательных явлений существующих в традиционной модели. Нежелательных и для выпускника, и для работодателя, и для общества, в частности:

  1. Получив "высшее образование", выпускник не способен решать даже простые задачи как личные, так и профессиональные.
  2. Получив "высшее образование", выпускник должен приступить к работе, но не имеет рабочего места и должен тратить время и деньги (общественное достояние) для его поиска.
  3. Приняв на работу выпускника с "высшим образованием", работодатель хочет получить более эффективные решения задач, а на деле должен решать задачи подготовки и переподготовки выпускника.

Главными позитивными эффектами деятельности новой организации являются:

  • высокая эффективность, то есть при сравнительно малых затратах получение качественно нового продукта: действующих специалистов, объединенных в фирмы и способных решать задачи высшего уровня с использованием технологий интеллектуальной деятельности;
  • высокая продуктивность, то есть при относительно коротких сроках обучения (1-2 года), может быть произведено до 10 фирм с численностью 3-5 человек;
  • высокая универсальность специалистов и руководителей, то есть при относительно небольшом наборе интеллектуальных технологий гарантируется их способность решать широкий спектр задач в самых различных отраслях.

ПРИГЛАШЕНИЕ К СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ

Для реализации данной модели не требуется слишком больших инвестиций. На первых порах она может развиваться на инициативе и ресурсах граждан, осознающих ответственность за будущее, в том числе самих студентов и учащихся школ.

Минимальный месячный бюджет первого года существования организации может иметь следующую структуру:

Много работы предстоит по пониманию и практической реализации модели. Для преподавателей и разработчиков Международной Ассоциации ТРИЗ возможно будет интересна работа в следующих направлениях:

  1. Понимание себя: как я понимаю себя; какие средства существуют для понимания себя; какие из них эффективные, а какие нет; что является для меня результатом понимания себя.
  2. Понимание другого: как я понимаю другого; и так далее, по тем же вопросам.
  3. Понимание Мира: как я понимаю Мир; какие средства существуют для понимания Мира; и так далее по тем же вопросам.

Работа в этих направлениях может быть построена как объединение и обобщение индивидуальных ответов участников на поставленные вопросы. Полученный коллективный продукт может стать исходным материалом для последующей работы.

Любые соображения, критика и участие будут приняты с признательностью.

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор хотел бы выразить свою благодарность Учителям:

  • Юрию Аркадьевичу Попову, приобщившему меня к практике инженерного дела и настоящей Науки;
  • Генриху Сауловичу Альтшуллеру, давшему средства для понимания и грамотного использования мышления;
  • Талгату Фоатовичу Акбашеву, заложившему принципы человеческого отношения к себе и другим людям на Земле.
  • а также всем знакомым и незнакомым людям, ставшим для меня Учителями по жизни.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)