|
|||||||
© Гафитулин Марат Семенович, marat@pt.comcor.ru
Доклад на научно-практической конференции ПРОЕКТ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"ТРИЗ - теория решения изобретательских задач (основоположник - Г.С.Альтшуллер) [1].
АННОТАЦИЯОдно из перспективных направлений АТРИЗовского образования - это исследовательская деятельность учащихся. В материале представлена методика организации исследовательской деятельности школьников, получившая название "Исследователь". Базовая площадка - гимназия № 1 г. Жуковского Московской области. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ"…Нужна вторая ступень ракеты, нужно второе поколение разработчиков ТРИЗ. Мы преимущественно преподаватели. Потому это самый больной момент. Сделали мы много, и это останется надолго. Но мы преподаватели всего лишь… А теперь слово за исследователями. За исследователями смелыми, дерзкими, способными сохранить то, что важно, то, что достойно сохранения на новом этапе, и смело выбросить за борт все остальное…" - эти слова Г.С. Альтшуллера, взятые из его выступления перед ТРИЗовцами [2, С.21], являются основой для рассмотрения вопроса об исследовательской деятельности школьников. Исследователь не может стать высококлассным исследователем без прикладного исследования, также как летчик не может стать высококлассным пилотом без реальных полетов в небе. Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ этот вопрос прост: чем раньше - тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимы? В существующем ТРИЗ-образовании пока нет единой программы подготовки исследователей от рождения человека до его смерти - это в перспективе. Однако уже сегодня имеются конкретные положительные результаты организации исследовательской деятельности школьников. Создаются условия, благодаря которым ученик может перейти от элементарных исследований к постановке и воплощению Достойной цели. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯВ педагогике известен так называемый "исследовательский метод обучения". Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. [5, C.386]. История отечественной педагогики содержит сведения о противоположном отношении к использованию исследовательского метода обучения. Несмотря на положительные стороны исследовательского метода, система образования отказалась от его массового использования (1932), но в 60-х годах в условиях НТР идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие. Однако современная отечественная образовательная система в своей основной массе продолжает использовать метод информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся. Такая система образования формирует хороших знатоков-исполнителей, на фоне которых изредка появляются единичные Творцы. Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях. С 1998 года автором данного материала в гимназии № 1 г. Жуковского Московской области ведется работа по организации исследовательской деятельности школьников под общим названием "Исследователь". О ПРОЕКТЕ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"Любое исследование предполагает получение новых знаний. С целью формирования навыков исследовательской деятельности разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования - это объект текущего познавательного интереса учащегося, который и становится темой его исследования. Процесс исследования проводится по заранее подготовленной форме. Последовательность этапов исследования:
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"Работа по проекту "Исследователь" позволяет школьнику актуализировать свой текущий познавательный интерес и далее осуществлять конкретные шаги по его удовлетворению. Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива. Важным моментом исследования является поиск свойств объекта познания и новое их применение. Более высокий уровень исследовательской деятельности учащегося происходит в период поиска новых, неизвестных ранее свойств исследуемого объекта. Сам факт поиска новых свойств - это опыт исследования, экспериментирования, личных открытий. На базе найденных новых свойств школьники обучаются находить и по возможности практически воплощать свои новые идеи в различных направлениях. Так в области теоретической деятельности - это:
В области прикладной деятельности - это:
Таким образом, учащиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщается к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят учащимся иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами. В связи с тем, что диапазон интересов школьников достаточно широк и исследуются разные объекты, то каждая исследовательская тема - это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей. АТРИЗовская конференция учащихся дает возможность присутствующим значительно поднять свой культурно-информационный уровень, т.к. во время защиты тем исследования все участники конференции получают структурированный массив новой, уникальной информации. Кроме того, учащиеся привыкают к определенной форме общения во время конференции: обучаются слушать, задавать вопросы, четко отвечать. Все это отрабатывается на АТРИЗовских конференциях. В будущем у ребят уже будет сформирован навык защиты своих творческих продуктов, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТКИПроводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное - нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом. Несколько примеров, иллюстрирующих результаты исследовательской деятельности школьников.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫТаким образом, предлагаемая методика организации исследовательской деятельности школьников позволяет:
ЛИТЕРАТУРА
Свои замечания, предложения, результаты внедрения отправляйте по адресу:
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |