Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

© Гафитулин Марат Семенович, marat@pt.comcor.ru
г. Жуковский, Московская обл.

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

ПРОЕКТ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

(методика организации исследовательской деятельности учащихся)

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач (основоположник - Г.С.Альтшуллер) [1].
АТРИЗ - адаптивная теория решения изобретательских задач - применение ТРИЗ в нетехнических областях, в частности, в педагогике [4].

АННОТАЦИЯ

Одно из перспективных направлений АТРИЗовского образования - это исследовательская деятельность учащихся. В материале представлена методика организации исследовательской деятельности школьников, получившая название "Исследователь". Базовая площадка - гимназия № 1 г. Жуковского Московской области.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ

"…Нужна вторая ступень ракеты, нужно второе поколение разработчиков ТРИЗ. Мы преимущественно преподаватели. Потому это самый больной момент. Сделали мы много, и это останется надолго. Но мы преподаватели всего лишь… А теперь слово за исследователями. За исследователями смелыми, дерзкими, способными сохранить то, что важно, то, что достойно сохранения на новом этапе, и смело выбросить за борт все остальное…" - эти слова Г.С. Альтшуллера, взятые из его выступления перед ТРИЗовцами [2, С.21], являются основой для рассмотрения вопроса об исследовательской деятельности школьников.

Исследователь не может стать высококлассным исследователем без прикладного исследования, также как летчик не может стать высококлассным пилотом без реальных полетов в небе. Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ этот вопрос прост: чем раньше - тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимы?

В существующем ТРИЗ-образовании пока нет единой программы подготовки исследователей от рождения человека до его смерти - это в перспективе. Однако уже сегодня имеются конкретные положительные результаты организации исследовательской деятельности школьников. Создаются условия, благодаря которым ученик может перейти от элементарных исследований к постановке и воплощению Достойной цели.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

В педагогике известен так называемый "исследовательский метод обучения". Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. [5, C.386]. История отечественной педагогики содержит сведения о противоположном отношении к использованию исследовательского метода обучения. Несмотря на положительные стороны исследовательского метода, система образования отказалась от его массового использования (1932), но в 60-х годах в условиях НТР идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие. Однако современная отечественная образовательная система в своей основной массе продолжает использовать метод информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся. Такая система образования формирует хороших знатоков-исполнителей, на фоне которых изредка появляются единичные Творцы. Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

С 1998 года автором данного материала в гимназии № 1 г. Жуковского Московской области ведется работа по организации исследовательской деятельности школьников под общим названием "Исследователь".

О ПРОЕКТЕ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

Любое исследование предполагает получение новых знаний. С целью формирования навыков исследовательской деятельности разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований.

Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования - это объект текущего познавательного интереса учащегося, который и становится темой его исследования. Процесс исследования проводится по заранее подготовленной форме.

Последовательность этапов исследования:

  1. Выбор темы исследования. Ученик, в соответствии со своим текущим познавательным интересом, САМ выбирает объект, который становится его исследовательской темой. Примеры названия исследовательских тем, которые выбрали учащиеся в 1999-2000 учебном году,: "История развития книгопечатания", "Линзы", "Этническая мода", "Пузырьки", "Лыжи".
  2. Процесс исследования. Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Работа позволяет определить границы своих знаний по отношению к объекту интереса. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:
    • найти и записать известные ему сведения об объекте исследования;
    • найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме исследования (работа с любым источником информации: справочники, энциклопедии; сведения через Интернет; консультации со знающими людьми);
    • найти и записать новые знания (через выявление свойств объекта исследования, поиск нового практического применения найденных свойств, выдвижение гипотез развития объекта исследования и т.д.)
  3. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, макетов, моделей.
  4. Защита результатов исследования. К концу учебного года ученик-исследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на ежегодной Научной конференции учащихся.

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

Работа по проекту "Исследователь" позволяет школьнику актуализировать свой текущий познавательный интерес и далее осуществлять конкретные шаги по его удовлетворению. Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса.

В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.

Важным моментом исследования является поиск свойств объекта познания и новое их применение. Более высокий уровень исследовательской деятельности учащегося происходит в период поиска новых, неизвестных ранее свойств исследуемого объекта. Сам факт поиска новых свойств - это опыт исследования, экспериментирования, личных открытий. На базе найденных новых свойств школьники обучаются находить и по возможности практически воплощать свои новые идеи в различных направлениях.

Так в области теоретической деятельности - это:

  • выдвижение гипотез;
  • определение закономерностей;
  • составление прогнозов развития.

В области прикладной деятельности - это:

  • предложения по улучшению функционирования рассматриваемых систем;
  • усовершенствование технических систем на уровне предполагаемого изобретения;
  • создание новых методов получения результатов;
  • выпуск авторских материалов для широкого круга пользователей.

Таким образом, учащиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщается к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят учащимся иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами.

В связи с тем, что диапазон интересов школьников достаточно широк и исследуются разные объекты, то каждая исследовательская тема - это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей. АТРИЗовская конференция учащихся дает возможность присутствующим значительно поднять свой культурно-информационный уровень, т.к. во время защиты тем исследования все участники конференции получают структурированный массив новой, уникальной информации. Кроме того, учащиеся привыкают к определенной форме общения во время конференции: обучаются слушать, задавать вопросы, четко отвечать. Все это отрабатывается на АТРИЗовских конференциях.

В будущем у ребят уже будет сформирован навык защиты своих творческих продуктов, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТКИ

Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное - нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.

Несколько примеров, иллюстрирующих результаты исследовательской деятельности школьников.

  • Марина Л. (5 кл.) на основании выявленного свойства конуса быть устойчивым при колебаниях предложила в сейсмоопасных зонах строить здания и сооружения конической формы.
  • Михаил К. (6 кл.) в период исследования пузырьков познакомился с новыми понятиями, процессами, которые, возможно, ему встретятся в старших классах: "кавитация", "абсорбция", "флотация", "кессонная болезнь", "пузырчатка". На основании новых знаний предложил свой способ очистки питьевой воды.
  • Григорий Г. (8 кл.) на основании своего исследования выдвинул гипотезу дальнейшего развития книгопечатания. Юрий Ф. (11 кл.) рассмотрел качественные скачки в эволюции велосипеда с точки зрения возникновения и разрешения конкретных противоречий.
  • Зарина Г. (11 кл.) исследовала жизнь Зевса - мифологического героя древних греков. В результате вышла книга "Любовные похождения Зевса".

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Таким образом, предлагаемая методика организации исследовательской деятельности школьников позволяет:

  1. Расширить область личных и общечеловеческих знаний.
  2. Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.
  3. Получить новый, общественно-полезный интеллектуальный продукт.
  4. Формировать научно-исследовательские навыки.
  5. Создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира.
  6. Выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.
  7. Создать условия, которые позволяют учащимся:
    • определить текущие границы личных знаний;
    • реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;
    • проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;
    • на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;
    • самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;
    • самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например, технические средства, компьютерные программы;
    • расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;
    • увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.
  8. Работа по совершенствованию методики будет продолжена.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.
  2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.
  3. Верткин И.М. Бороться и искать…: О качествах творческой личности //Нить в лабиринте /Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - С.7-91.
  4. Гафитулин М.С. Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ) //Технологии творчества. -1998. -№2. - С.40-43.
  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т1.

Свои замечания, предложения, результаты внедрения отправляйте по адресу:
140182, г.Жуковский, Моск. обл., а/я 272,

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)