|
|||||||
Т.В. Французова,
Доклад на научно-практической конференции ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ В ТВОРЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИКИЖизнь общества бесконечно многогранна. Это - культура, наука, учеба, отдых. Что во всем этом является главным? Ответить на этот вопрос не так просто, ибо нет человека, который занимался бы чем-то одним. Есть область деятельности, которая лежит в основе существования всего общества и каждого человека в независимости от того, где он проживает, сколько ему лет и чем он занимается. Это - экономическая деятельность, без которой немыслимы все другие виды жизнедеятельности. Развитие производства товаров и услуг невозможно без привлечения достижений всех наук, в том числе и экономических, поэтому важно, чтобы учащиеся увидели этот процесс развития интегрировано и в математике, и в физике, и в биологии, и географии, и в истории. Тогда у обучающихся сложится объемное представление поэтапного развития нашего общества (объемная схема талантливого мышления). Появится возможность системно проследить процессы взаимного проникновения всех предметов, изучаемых в школе и в Вузе. Такую возможность дает уникальный инструментарий, который был разработан в Теории решений изобретательских задач, автора Г.С.Альтшуллера. История экономики - это история человечества. В самом начале - использование накопленного опыта - интуиции. Затем - собственно научные знания, но преимущественно эмпирические. И лишь примерно с 19 века появляется теоретическая наука. На этом этапе уже прослеживаются функции экономической науки: 2 - методологическая; 3 - практическая. Важнейшие элементы экономической системы и одновременно ее действующие лица - экономические субъекты, люди, ради которых, в конечном счете, функционируют и развиваются экономические системы различных типов. Для любого этапа развития экономики объективными условиями являются ресурсы и потребности общества. Эти представления дают возможность разобрать алгоритм решения экономических задач - АРЭЗ на базе отечественной Теории решения изобретательских задач. Алгоритм решения экономических задач можно представить в виде следующей логической цепочки: Что, сколько, для кого - монетаризм - монополии - теория рынка - теория предельной полезности - экономические эффекты. Применение ТРИЗ в творческом изучении экономики преподается по авторскому учебнику следующего содержания: 1. Необходимо ли творчество? Технология - лесенка, ведущая к цели. Знакомство с ТРИЗ, АРИЗ - как инструментом для раскрытия закономерностей экономических процессов. Различные экономические школы. Право на ошибку. Методы психологической активизации: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод синектики, морфологический анализ, метод контрольных вопросов. Системный оператор или метод талантливого мышления. Использование всех изученных методов для анализа этапов развития экономики. Вепольный анализ: веполь созидающий, веполь разрушающий, веполь развивающий, веполь измеряющий. ИКР. Системность мышления и практическое ее применение для анализа экономического развития. Вышеуказанный материал в объеме 48 часов преподается автором уже в течение четырех лет на базе Норильского экономического института - 1996-97 г.г., в Политехническом колледже - 1997-2001 г.г. г. Норильска. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |