Фейгенсон Наум Борисович,
Санкт-Петербург, Комсомольск-на-Амуре,
feyg@ime.spb.ru
Доклад на научно-практической конференции "Творчество во имя достойной жизни", Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года
ВЕРСИЯ КУРСА "ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ"
Изложена версия построения курса "Основы теории сильного мышления". Материал и методика преподавания апробированы для аудиторий старшеклассников и студентов младших курсов вузов.
По мнению Г.С.Альтшулера, ТРИЗ является прототипом некоей более общей науки - Общей Теории Сильного Мышления (ОТСМ). В этом направлении выполнил ряд работ Н.Н.Хоменко. Известны разработки учебных курсов ТРИЗ для разнообразных целевых аудиторий. Общая особенность этих курсов - отдельные элементы ТРИЗ применяются во всех из них, а некоторые инструменты "железной" ТРИЗ имеют ограниченное применение. Была принята простая рабочая гипотеза - повторяющиеся универсальные элементы и есть (хотя бы в первом приближении) необходимая основа для построения ОТСМ. Исходя из этой рабочей гипотезы, был разработан учебный курс на 28-40 часов. Курс предназначен и апробирован для старшеклассников и студентов младших курсов вузов различных специальностей.
Компоновка содержания курса.
Существуют понятия, без использования которых преподавать ТРИЗ просто не получается. Примеры таких понятий - система, ИКР, ресурсы, функция, противоречие. Такие понятия и составляют Базовые элементы ОТСМ. Их список можно продолжить, но трудно завершить. Я оставляю в стороне вопрос о полноте (достаточности) такого перечня Базовых элементов. Отмечу только, что преподавание курса существенно помогает понять - каким должен быть этот перечень.
В случае достаточного количества отведенных часов удавалось вводить сокращенную версию АРИЗ. В любом случае, даже не вводя явным образом АРИЗ, я старался максимально приблизиться к его логике.
Информационное обеспечение курса.
Традиционная особенность построенных на базе ТРИЗ учебных курсов - не менее 60% времени на разбор примеров, решение задач. В начале курса следует определиться с отраслями знаний, из которых следует брать примеры и задачи. Обычно для всех разновидностей аудиторий обязательно приводились примеры из сказок; известных литературных произведений, фильмов, мультиков; истории; из ситуаций учебного процесса, из подбрасываемых средствами массовой информации свежих сюжетов. Рассматривались устройство и работа распространенных бытовых технических устройств. В зависимости от особенностей аудитории выделялись более специализированные источники задач. При нетехнической направленности будущих специалистов уделялось внимание рекламным и маркетинговым ситуациям, экономическим категориям. Для будущих инженеров больше внимания уделялось техническим системам. В одной из платных элитных школ приходилось специально подбирать примеры из географии. Причина проста и незатейливо конъюнктурна - настороженно относившаяся к новому учебному курсу завуч - географичка присутствовала на моих занятиях. Сначала для проверки качества занятий, а потом и втянулась…
Некоторые подробности
Группа для занятий должна быть не более 12-15 человек. Администрацию вуза надо было убедить, что по сущности эти занятия ближе к лабораторным, чем к практическим занятиям и поэтому группу из 25 студентов надо поделить на две части. Длительность одного занятия - 60-90мин. Домашние задания задавались одно на всех или 2-3 варианта. Всегда поощрялось, если вместо решенной задачи учащийся приносил задачу, требующую решения. На зачет предлагалась задача, иногда две задачи на двоих.
Структура занятия
Краткое напоминание содержания предыдущего занятия.
1. Разбор домашнего задания. Свежие примеры с краткими комментариями.
2. Ознакомление с Базовым элементом. Показ многочисленных и разнообразных примеров интуитивного применения Базового элемента в разных областях деятельности. Цель - показать "известность", естественность вводимого Базового элемента ОТСМ и широкую распространенность, не всеми замечаемую. Можно обозначить, но не разбирать пока подробно задачи - контр-примеры. В этих задачах не удается интуитивно, не имея инструментального определения, применить изучаемый Базовый элемент.
3. Введение определения понятия Базового элемента. Показ на ранее разобранных примерах полноты введенного определения. Подробное обсуждение введенного определения с обязательным выделением новых аспектов, не всегда применяемых при интуитивном пользовании понятием.
4. Применение определения при решении более сложных задач, не поддающихся решению при интуитивном использовании Базового элемента. На данном этапе вполне уместен переход на режим ненавязчиво управляемого "детского крика на лужайке". Цели - втянуть аудиторию в практическое освоение только что пройденного. При необходимости на ходу вносятся коррективы, расставляются акценты. При проведении этой части занятия крайне полезны навыки вычленения тихих голосов из шума, производимого учащимися.
5. Показ связей с ранее изученными Базовыми элементами. Примеры их совместного применения, решение более сложных задач.
6. Ограничения в применении изучаемого Базового элемента. При подготовке к занятию этот раздел наиболее трудоёмок и требует квалифицированного анализа собственного и чужого опыта. Иногда полезно обратиться к аудитории с вопросом о границах применимости Базового элемента.
7. Итоговая часть. Обсуждение результатов. Типовая схема - мы получили инструмент мышления, он применим для задач - ситуаций определенного класса или на определенной стадии анализа, усиливает эффективность при совместном использовании с другими Базовыми элементами, но имеет некоторые ограничения. И главное - инструмент надо освоить, надо применять, надо совершенствовать, иначе не получаются устойчивые результаты. Очень полезно вставить такую живописную подробность - показать, как сам преподающий применил изучаемое понятие на данном занятии.
8. Завершение занятия. "А если Вам что-то не понравилось - вперед! Теория Сильного Мышления столь актуальна для человечества, что любые усилия и результаты важны.
Заключение
Предложена, разработана и опробована одна из возможных версий курса "Основы теории сильного мышления". Автор не претендует на завершенность работ в этом направлении, но надеется, что сумел внятно представить накопленный опыт. Но важнейший результат проделанной работы, о котором я только упомяну - начали проясняться подходы к построению ОТСМ.
|