|
|||||||
Опубликовано в:
Сергей Фаер
СДЕЛАЙ СЕБЕ ИЗВИЛИНУСергей Фаер родился в 1966 году. Окончил Ленинградский механический институт. Еще будучи Студентом, получил три авторских свидетельства на изобретения. Как правило, решения Фаера создают впечатление фокуса. Они просто красивы. Сергей убежден, что настоящий изобретатель должен удивлять, как Дэвид Копперфильд. С 1991 года занимается бизнес-консультированием. Им разработано более 30 рекламных кампании различных фирм и услуг. Сейчас занимается консультацией политических выборов. Он автор десяти успешных выборных кампаний. Считает, что если он и нужен "подрослям" как педагог, то только для того, чтобы заразить их творческой смелостью на всю жизнь. Для этого и изобрел свою лекцию про извилину... Лекция проведена для учащихся 10-х классов бизнес-школы "Взмах", Санкт-Петербург, 28 апреля 1993 года. В классе 15 человек. Это их пятое полуторачасовое занятие по ТРИЗ. А всего я провел с ними курс из восьми занятий. Цели данного ТРИЗ-курса определяю так:
Цель данной лекции: вселить уверенность в своих силах, в творческом потенциале. 1: А что у нас сегодня будет? У: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня у нас очень трудное и важное занятие. Хорошо, что весь класс сегодня в сборе. Каждый из вас сегодня сделает новую извилину вот здесь (стучу себя по виску). Самую настоящую, на физическом уровне, извилину. 1, 2, 3...: Как это? Это же невозможно! (Смеются.) У: Посмотрим... Выполните, пожалуйста, следующее задание. (На доске написаны три слова: "собака", "солнце", "помидор".) Вот солнце, собака, помидор. Из трех надо оставить только пару, которая имеет какую-либо схожесть, а "третье лишнее" исключить. Следует найти как можно больше вариантов. У кого есть решение, тот спокойно, не ломая парты, выходит к доске и символом рисует объединяющий признак в соответствующих колонках. 1: Солнце и помидор круглые, вычеркиваем собаку. (Рисует кружочки в колонке помидора и солнца.) --------------------------------------------------------------- О О 2: Помидор и собака находятся на земле. 3: Вычеркиваю солнце, его химический состав значительно отличается. 4: Собака и помидор живые и растут. 1: Солнце огромное — вычеркиваем. 2: Солнышко ты мое ясное. Шквал предложений льется. К доске уже никто не подходит. Все говорят с места. Я, "ничего не слыша", подхожу ко 2-му. Пауза. У: Молодец, Алексей, ты заработал извилину, поздравляю. (В классе полная тишина.) У: Кто мне объяснит, что происходит? (Долго молчат, вспоминают, что сказал 2-й и почему именно за это "дали" извилину.) 4: Мы должны говорить необычно. У: Правильно. До этого момента все ваши предложения были как бы из одного пласта. Изменения на физическом уровне в мозгу действительно происходят, но только когда решена очень сложная задача. Вот как сейчас: был сделан переход к новому пласту. Солнце было выделено как художественный образ. Сделать извилину можно только новым. Вперед! (Примечание: в другом классе другие 15 человек никак не могли выскочить на иной пласт. Тогда я сделал подсказку: "Я вами недоволен". Сработало мгновенно — посыпались оригинальные решения.) Тишина. Минуту сидят молча. И вдруг идеи пошли "залпом". 1: Собака и солнце на букву "с". 2: В помидоре две буквы "о", вычеркиваем. 3: По числу слогов вычеркиваем солнце. У: Стоп, стоп, стоп. Все прекрасно, хорошие предложения, но извилину заработал только 1-й. Но чтобы этот пласт вас больше не тревожил, заполним его. 1: В словах "собака" и "солнце" по шесть букв. 2: Помидор — не русское слово. 3: Центральное слово в периметре, а крайние нет (слова на доске записаны в таблице). И так далее: произношение, другие буквы, синонимы, антонимы... У: Стоп! Этот уровень закрыли. Добывайте извилину. Чем дальше, тем труднее. Что не является новым пластом, оставьте за кадром. Вперед! 3: Солнце имеет громадную температуру, вычеркиваю. У: Тянет на извилину? 4: Этот уровень был. У: Попытка сорвалась, дальше. 1: Собака может съесть помидор, а солнце здесь ни при чем (пласт отношений). " 2: Помидор ест солнечные лучи. У: Вроде бы у 1-го извилина? 1, 2, 3...: Да, тянет на новый уровень. 2: А у меня уже есть извилина, но я еще придумал новый пласт. Мелок на доске лежит под помидором. У: Отлично. Наверное, извилина стала толще. 3: Тень на доске падает на слово "солнце", вычеркиваем его. 4: О, из нашего окна видно солнце и собаку, а помидор нет. У: 4-й сделал извилину. Шум остановить невозможно. Все претендуют на новый уровень. Кто-то открыл его уже несколько раз. У: Стоп, тихо. В классе остались два человека без извилины. Претендент на извилину Роман, слушаем. Роман: Собака и помидор размножаются. 1, 2, 3...: Ха, ха, ха. Этот уровень уже был. Бедный Роман... 1: Я сейчас хочу помидор съесть на солнышке, а собака меня не волнует. 2: Собаку и помидор можно купить. У: Стоп. Смотрите, что сделал 1-й. Он предложил не просто новый пласт или уровень, это сверхуровень!.. Почему? 1, 2, 3...: Здесь есть человек. Я не пассивен... У: Найдите еще сверхуровень. 3: Я напишу кроссворд, в котором не будет собаки, а будут солнце и помидор. У: Отлично. Дальше сыпались новые предложения, открывались новые сверхуровни и т. д. Опоздавшие во главе с Романом тоже получают свои извилины. Все счастливые, возбужденные, и я тоже. Значит, пора хвастаться. У: Почему ТРИЗ-консультант приходит в новую область и через некоторое время начинает консультировать специалистов, которые годами "пашут" на этой почве? 1, 2, 3...: Он видит больше. Он видит другие уровни. А они — только свой, по привычке. У: Эту задачу (собака, солнце, помидор) решают руководители предприятий на семинаре. Ни разу никто из них самостоятельно не вышел в новый пласт. (Ликуют.) Это не минус им, это плюс вам. Их никто не учил так мыслить. Неужели вы теперь не воспользуетесь своим умением? Куда бы вы ни пришли, чем бы вы ни занимались, чтобы стать чемпионом, вам надо выйти на новый уровень — второй, третий, тридцатый, сверхуровень. Вы не можете не победить. Вся борьба между вашими конкурентами ведется на первом уровне, вы даете им фору в 30 уровней. Так будет всегда, как только вы захотите. Ваши извилины не призрак, они уже существуют навсегда! Вы молодцы. До свидания. (Уходить не хотят.) 1, 2, 3...: Спасибо! Слово напоследок. Правда, это похоже на встречу с чудом? Встречаясь однажды с чудом, человек иногда включается в творческий поиск, в одно мгновение меняются его жизнь и он сам. Наверное, с чудом встречается только тот, кто готов к этому, находится в резонансе. Заряжен огромной потенциальной энергией, которая превращается в действие. На этой лекции они увидели чудо — самих себя, свои неограниченные возможности. Тот, кто спал, обрел свой потенциал. Кто был готов — встретил чудо. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |