Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Давыдова Вера Юрьевна,
Санкт-Петербург, зав. методическим отделом
Городского центра детского технического творчества

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

О НЕОБХОДИМОСТИ СИНТЕЗА МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРИЗ И НТМ

Работа посвящена интеграции методических систем обучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и начальному техническому моделированию (НТМ).

Проблема развития творческих способностей младших школьников сохраняет свою актуальность на протяжении уже длительного времени. На занятиях по НТМ в учреждениях дополнительного образования традиционно делается акцент на формировании и развитии навыков работы с инструментом и материалами, моделировании и конструировании моделей, приборов, механических игр и игрушек. В меньшей степени развиваются творческие способности учащихся, поскольку преобладает воспроизводящая деятельность (копирование образцов). С другой стороны, последние годы в ряде школ проводятся занятия по основам ТРИЗ и развитию творческого воображения (РТВ). Однако в процессе этих занятий изобретательские задачи решаются исключительно теоретически, что не способствует развитию умений учащихся применять полученные знания, ведет к разрыву между теорией и практикой. Параллельное функционирование методических систем НТМ и ТРИЗ не дает возможности реализовать задачи развития творческих способностей младших школьников. Синтез этих систем представляется целесообразным и вполне назревшим. В качестве основного направления развития предлагаемой методической системы мы считаем целесообразным использовать интегративный подход, предусматривающий объединение элементов двух исходных методических систем.

Основанием для такого рода интеграции служит идея формирования у учащихся ориентировочных основ НТМ. Для изучения возможностей практической реализации интеграции НТМ и ТРИЗ была разработана программа "Бумага и творчество". В течение 3 лет велась ее апробация при работе с учащимися 1-3 классов. В процессе работы были внесены изменения в первоначальный вариант программы. Было пересмотрено количественное соотношение тем и практических заданий и увеличено количество часов на изучение основ ТРИЗ и применения полученных знаний на практике. На сегодняшний день программа еще раз откорректирована и описана методика проведения занятий.

Примеры интеграции элементов НТМ и ТРИЗ представлены в таблице
№ темы
Элементы НТМ
Элементы ТРИЗ
1

Моделирование и конструирование (показ готовых моделей и их анализ)

Аналогия, функция

2

Правила ТБ
Оригами: модели лодочки, двухтрубного парохода, самолета, рыбки, игра "бель-бокке"

Принцип "заранее подложенной подушки"
Система, функции системы

3

Контурные и силуэтные модели автомобиля, яхты, бульдозера, биплана, вертолета, трактора, танка (из геометрического конструктора);
Плоские модели с шарнирным соединением, дергунчики (пожарная машина, грузовик, гонщик, щенок, циркачи и др.)

Подсистема, надсистема, системный эффект, принцип дробления и объединения, системное мышление;
Системный оператор, противоречие, ресурсы, принцип динамичности, "посредник", владение формальной логикой

4

Модели из геометрических тел (робот, асфальтовый каток, луноход, модель по рисунку, по собственному замыслу),
модели по чертежам: автобус, ракетоплан, сухогруз, грузовичок,
модели парашюта, ракеты, самолета, спутника, космического комплекса

Системный анализ (по вертикали),
принцип матрешки,
ресурсы материалов,
системный оператор

Законы развития ТС, анализ ресурсов материалов (выбор лучших для ГПФ)

5

Игротека: шнурковые головоломки, вертолины, кольцебросы, "танграм", "квадрат Пифагора", "Колумбово яйцо", "Сложи пословицы" и др.

Cистемное мышление, упражнения для разминки (использование на всех занятиях для развития сильного мышления)

6

Экскурсии: музеи, выставки, улицы города, вокзал и др.

История развития техники, знакомство с реальными объектами и ТС, их свойствами

7

Выставка работ

Анализ работы

Вывод

Использование интегративного подхода для синтеза методических систем начального технического моделирования и обучения ТРИЗ позволяет достичь образовательных результатов недостижимых в исходных системах. Появляется возможность развивать творческие способности учащихся с теоретической и практической сторон, обеспечить их личностную вовлеченность в процесс технического творчества, создать условия для самореализации школьников.

Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979.
  2. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993.
  3. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ. Интегративный подход в обучении. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)