|
|||||||
Давыдова Вера Юрьевна,
Доклад на научно-практической конференции О НЕОБХОДИМОСТИ СИНТЕЗА МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРИЗ И НТМРабота посвящена интеграции методических систем обучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и начальному техническому моделированию (НТМ). Проблема развития творческих способностей младших школьников сохраняет свою актуальность на протяжении уже длительного времени. На занятиях по НТМ в учреждениях дополнительного образования традиционно делается акцент на формировании и развитии навыков работы с инструментом и материалами, моделировании и конструировании моделей, приборов, механических игр и игрушек. В меньшей степени развиваются творческие способности учащихся, поскольку преобладает воспроизводящая деятельность (копирование образцов). С другой стороны, последние годы в ряде школ проводятся занятия по основам ТРИЗ и развитию творческого воображения (РТВ). Однако в процессе этих занятий изобретательские задачи решаются исключительно теоретически, что не способствует развитию умений учащихся применять полученные знания, ведет к разрыву между теорией и практикой. Параллельное функционирование методических систем НТМ и ТРИЗ не дает возможности реализовать задачи развития творческих способностей младших школьников. Синтез этих систем представляется целесообразным и вполне назревшим. В качестве основного направления развития предлагаемой методической системы мы считаем целесообразным использовать интегративный подход, предусматривающий объединение элементов двух исходных методических систем. Основанием для такого рода интеграции служит идея формирования у учащихся ориентировочных основ НТМ. Для изучения возможностей практической реализации интеграции НТМ и ТРИЗ была разработана программа "Бумага и творчество". В течение 3 лет велась ее апробация при работе с учащимися 1-3 классов. В процессе работы были внесены изменения в первоначальный вариант программы. Было пересмотрено количественное соотношение тем и практических заданий и увеличено количество часов на изучение основ ТРИЗ и применения полученных знаний на практике. На сегодняшний день программа еще раз откорректирована и описана методика проведения занятий. Примеры интеграции элементов НТМ и ТРИЗ представлены в таблице
Вывод Использование интегративного подхода для синтеза методических систем начального технического моделирования и обучения ТРИЗ позволяет достичь образовательных результатов недостижимых в исходных системах. Появляется возможность развивать творческие способности учащихся с теоретической и практической сторон, обеспечить их личностную вовлеченность в процесс технического творчества, создать условия для самореализации школьников. Литература
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |